Вышел второй выпуск художественно-литературного альманаха «Алый парус», в котором собраны стихи и проза учащихся и сотрудников Центра образования (ЦО) № 654 им. А.Д. Фридмана. Об альманахе нам рассказала его главный редактор – Ирина ОРДЫНСКАЯ, прозаик, драматург, руководитель спецкурса журналистики и литературного творчества.
– Нужно начать, пожалуй, с того, что много лет директором нашей школы был удивительный человек, имя которого она сейчас носит, – Анатолий Фридман. Будучи уже взрослым, он понял, что хочет быть учителем, и создал особую творческую школу, в которой собрал ребят, одарённых в самых разных областях. Нужно сказать, что Анатолий Давыдович был поэтом, окончил Литературный институт им. А.М. Горького. И, конечно, поддержал идею создания спецкурса, на котором ребята могли бы раскрыть свои литературные способности. Кто в юности не пишет стихов, а то и романов? Однако взрослые редко относятся к этому серьёзно. А ребятам в их творчестве порой так не хватает элементарного сочувствия и помощи. С другой стороны, многие взрослые люди не могут жить без творчества, тайно сочиняют стихи и прозу. Страницы нашего альманаха стали для тех и других возможностью выговориться, поделиться с миром самым сокровенным. У нас состоялась презентация альманаха, в ней принял участие известный писатель, ректор Литературного института Борис Тарасов, с ним у ребят был очень интересный разговор. Они засыпали его вопросами. Авторы альманаха читали свои произведения, исполняли песни на свои стихи.
Альманах помог творчески раскрыться многим ученикам и учителям этой удивительной школы. Обращает внимание яркость красок, острота мыслей участников «Алого паруса».
Весеннее
С первыми солнца улыбками,
С первыми лужами талыми
Новая, свежая, зыбкая
Приходит весна запоздалая!..
Этим стихотворением Фроси Воробей начинается альманах. Оно заражает читателя своей радостью, приглашает в чудесный мир, созданный творческим сообществом ЦО № 654. Из этого мира можно почерпнуть много интересного, иногда неожиданного. Что-нибудь обязательно зацепит, умилит, закрутит в потоке чувств и воспоминаний.
Подержи ребёнка.
Чувствуешь, как забывается всё зло,
причинённое тебе?
Подержи ребёнка, поверь себе.
Чувствуешь, как забывается всё зло,
что причинил?
Подержи ребёнка, он ещё не жил.
Чувствуешь, что-то до боли стеснило грудь?
Подержи ребёнка.
Свою жизнь забудь.
Чувствуешь, в ладони сердце чуть трепещет?
Подержи ребёнка – тебе станет легче.
(Яна Матвеева)
В альманахе публикуются все: от самых младших учеников до сотрудников школы. Не забывают родную школу и выпускники, регулярно приносят свои творения.
Сборник, как и положено альманаху, многожанровый. В нём можно найти как маленькие стихи, так и главы прозаических трудов («Конец партии» Насти Алабуджиной, «Другой мир» Ольги Федотовой). Авторы и вправду заставляют читателя погрузиться в разные миры, с их особенной жизнью и проблемами. Рита Колесова в рассказе «Геноцид» показывает нам, что ничего не может быть страшнее, чем фашизм, когда двух любящих молодых людей убивают только за то, что они «не той расы». «Геноцид – не такое уж страшное слово, когда оно вас не касается… «Гено»… звучит довольно безобидно… А вот «цид»… отдаёт железным привкусом крови». Ухватившись за слово, такое безобидное, если не знать смысла, автор заставляет нас задуматься о причинах и последствиях поступков людей, о страстях, которые никого не оставляют в покое.
Все мы бродим и блуждаем,
Сердцем правду сознаём,
И душа порой страдает,
Горько плачет под дождём.
(Михаил Каненгисер)
Каждый автор альманаха ищет собственную правду, раскрывает свою душу, заставляет читателя задуматься над повседневными вещами, которые могут иметь порой неожиданный смысл. Например, кто из нас не стоял в очереди за какой-нибудь старенькой бабулькой, которая невероятно долго выбирает, что же ей купить, а потом долго считает копейки. При этом вы торопитесь и ловите себя на мысли, что вас всё это ужасно раздражает. А вы никогда не задумывались об истории этой бабушки? Может быть, у неё много внуков, которых надо и накормить, и одеть, а пенсия – копейки? А может, у неё совсем нет внуков, так как единственный сын погиб в Афганистане, исполняя интернациональный долг, а муж умер от инфаркта, и теперь она живёт одна, откладывая каждую копейку, чтобы купить вымышленным внукам компьютер? Такова, например, история Анны Сергеевны из рассказа Аргиппины Корзинкиной «Карл у Клары украл…». И даже человек с самым чёрствым сердцем не останется равнодушным к судьбе этой женщины, которую вокруг все считают сумасшедшей.
В произведениях альманаха много ярких, запоминающихся героев. Некоторые вызывают сочувствие, жалость, за других можно порадоваться. Прочтя истории третьих, мы находим в них отражение своей жизни.
Все ушли…
Ну а мы, мой друг, давай полетаем?!
Давай с тобою походим по крышам,
Там – завывание ветра, слышишь?
Тише-тише…
Осторожно пройдёмся по краю,
Пока их нет, давай полетаем!
(Ирина Елизарова)
Много интересных жизненных произведений можно найти в альманахе. Но, конечно, есть здесь и сказки. Ведь сказки – это лучшее, на что надеется человечество. До сих пор многие, когда их спрашивают о любимом фильме, называют «Золушку», советский чёрно-белый фильм, несмотря на огромное количество картин, появившихся в наши дни. «Алый парус» – это тоже сказка, чудо, сотворённое руками множества людей. Альманах создавался долго и кропотливо, с трудом, с любовью.
Это не просто книга, раскрывающая творчество отдельно взятой школы. Возможно, этот сборник создаст особую литературную среду, которая преподнесёт новое видение литературы, поставит новые проблемы. Ведь так устроен мир, что, когда начинается какое-то хорошее дело, оно, как правило, выходит за рамки самого себя. Сначала образовался спецкурс в школе, потом создали альманах, затем ученики с учителями стали читать свои произведения на литературных вечерах, участвовать в конкурсах. И оказывается, что такой вроде бы и обыкновенный сборник сплачивает творческих, идейных людей, даёт им развитие и вмещает в себя уже не просто отдельные произведения, но – целый мир, множество миров.
Подготовила