Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения великой певицы Лидии Руслановой. Об одной из лучших в нашей истории исполнительниц русских народных песен, о выдающейся личности, на чьей судьбе сполна отразились все драматические перипетии ХХ века, вспоминает её дочь Маргарита КРЮКОВА.
– Маргарита Владимировна, как часто вы сами бывали на концертах Руслановой?
– С самого раннего детства я ездила с мамой на все концертные площадки, где она выступала, чтобы послушать её и других замечательных артистов – Клавдию Шульженко, Леонида Утёсова, Ивана Козловского… Помню, когда я впервые увидела маму на сцене, на меня это произвело глубочайшее впечатление. Вдруг мама, которую я привыкла видеть за обеденным столом, которая умывала и причёсывала меня каждое утро, учила, заботилась обо мне, стоит на большой сцене, как царица! Я была заворожена этим сказочным превращением.
А с возрастом пришло понимание величины маминого таланта. Ведь она имела такой успех, что каждый раз за кулисами шли споры, когда пускать Русланову, потому что после неё никто не хотел выступать. Был даже такой случай. Мама выступала на концерте в Колонном зале, который транслировался по радио на всю страну. После неё должен был выйти на сцену один уважаемый артист, но ему не дали возможности работать. Зал двадцать минут аплодировал и кричал: «Давай Русланову!», а она уже уехала на другую концертную площадку. Поэтому обычно мама заканчивала первое отделение или финал концерта. Более того, Ольга Воронец рассказала мне, что однажды на Дальнем Востоке люди вышли на железнодорожное полотно и всю ночь ждали поезда, на котором, как они узнали, поедет Лидия Русланова. Они остановили поезд ради того, чтобы хотя бы посмотреть на маму.
– Воронец с гордостью называет себя ученицей Лидии Андреевны…
– Все наши знаменитые исполнительницы русских народных песен считали, что идут в своём творчестве от неё. В нашем семейном архиве даже есть фотокарточка, которую подарила маме Людмила Зыкина, с подписью: «Матери русской песни». Конечно, мама помогала многим певицам, занималась с ними, рассказывала, как она шлифует своё мастерство, как работает над песней. Она, к примеру, всегда предостерегала молодых исполнительниц от того, чтобы размахивать руками, рвать голос. Говорила о том, что в каждой песне нужно разыгрывать своего рода моноспектакль.
Часто мама беседовала с той же Ольгой Воронец, с Людмилой Зыкиной и Александрой Стрельченко. Они делились соображениями по поводу той или иной песни. Людмила Георгиевна однажды вспомнила, как спела маме «Степь да степь кругом», а та сказала: «Люд, а ямщик-то у тебя не замёрз…» И Зыкина сразу всё поняла.
– У вас есть любимые песни из руслановского репертуара?
– В своё время нам с папой – генерал-лейтенантом Владимиром Викторовичем Крюковым – очень нравились в исполнении мамы песни «Липа вековая», «Меж высоких хлебов затерялося», «Окрасился месяц багрянцем», «Сирень цветёт»… А вообще-то я люблю каждое мамино исполнение. И до сей поры просто преклоняюсь перед её творчеством. Она была самородком из русской глубинки. Казалось бы, родилась в бедной крестьянской семье, воспитана в приюте, так что образование получила, скажем, не очень высокого уровня, но была настолько талантлива и трудолюбива, что смогла добиться успеха. И она никогда не боялась учиться. Всё, что казалось ей интересным, впитывала как губка. Очень любила книгу – русскую и зарубежную классику, мемуары, серию «ЖЗЛ». Мама много читала, пока не была тяжело больна, а потом просила меня почитать. Она могла сидеть часами, затаив дыхание, чтобы я, не дай бог, не прервала чтения. А ещё мы слушали пластинки.
– Маргарита Владимировна, а как бедной девочке из приюта удалось стать народной артисткой и столь глубоким человеком? Наверняка были люди, сыгравшие весомую роль в становлении Лидии Андреевны как артистки?
– После приюта маму устроили на мебельную фабрику, где она частенько пела для рабочих. Там её и услышал преподаватель Саратовской консерватории Михаил Ефимович Медведев. Он взял маму в консерваторию и хотел воспитать из неё оперную певицу, но она сказала, что народное амплуа ей ближе, и через два года прекратила обучение. Тем не менее эти два года были для неё неоценимыми. Большую роль сыграл в маминой судьбе и известный эстрадный конферансье Михаил Гаркави. Это был уникальный, чудный и высокообразованный человек. И даже когда мама с ним рассталась, они остались партнёрами по сцене и добрыми друзьями до конца жизни.
– На фотографиях Лидия Русланова всегда такая жизнерадостная, улыбчивая. Наверное, у вашей семьи было много друзей?
– Мама была очень доброжелательным, светлым человеком. И я не помню вечера, чтобы мы ужинали одни. Обычно в наш гостеприимный дом приходило много друзей – художников, писателей, киноактёров и, конечно, певцов. За ужином велись интересные беседы, пелись романсы, исполнялась классическая музыка, ну и без дружеских пародий друг на друга не обходилось. Ближайшей маминой подругой была актриса Нина Ольшевская – жена писателя Виктора Ардова, мама артиста Алексея Баталова и протоиерея Михаила Ардова. Нина Антоновна была удивительной женщиной, соединявшей в себе поразительный интеллект с редкими душевными качествами. Мама её очень любила. И не только она: как известно, Анна Ахматова, когда приезжала из Ленинграда, всегда останавливалась у Ардовых, поскольку очень дружила с Ольшевской.
– Сегодня жанру, которому посвятила свою жизнь Лидия Русланова, в стране уделяется очень мало внимания, русская песня совсем никак не популяризируется, особенно среди молодёжи.
– К сожалению, радио почему-то стало очень редко обращаться к маминому творчеству, да и телевидение, если рассказывает о судьбе Руслановой, то касается в основном драматических моментов её жизни, хотя мне кажется, что нужно говорить прежде всего о её творчестве. По-моему, это более значительно, чем та трагедия, которую она пережила. Но, увы, молодому поколению неоткуда черпать информацию об артистках того времени. И было бы просто замечательно, если и радио, и телевидение, и печатные СМИ уделяли достойное внимание теме сохранения исконно русского песенного искусства. Не единожды, в честь юбилея, а постоянно – привлекая слушателей к этому жанру, побуждая молодых певцов и певиц пользоваться репертуаром, который исполняли мама и её талантливые современники. Только тогда будет возможно возрождение русской народной песни. Причём она не будет конкурировать с шоу-бизнесом, потому что это совершенно другая «направляющая» наших подмостков, взывающая к исторической памяти народа, к его душе.
Беседу вела
7 ноября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится гала-концерт, посвящённый 110-летию со дня рождения Лидии Руслановой. Важно отметить, что вечер этот, в котором примут участие многие прославленные коллективы и солисты, организовали молодые – хотя уже отмеченные наградами на международном уровне – музыканты Дмитрий Дмитриенко и Иван Шрамков, с недавнего времени назначенные руководителями народного ансамбля «Россия» им. Л.Г. Зыкиной и концертного оркестра «Боян».