По последней…Первые пять этажей дались легко. Поднимались с соседкой, обсуждая бесполезную реформу ЖКХ и горе-механиков, которые никак не могут наладить хотя бы один из трёх установленных в подъезде лифтов. К девятому этажу, на котором жила моя собеседница, и ворчать уже не хотелось. На одиннадцатом я решила уменьшить количество выкуриваемых сигарет, на своём двадцатом дала слово отказаться от табака совсем. Дотащившись до квартиры, плюхнулась в кресло и потянулась за… сигаретой.
Знаю, что табак – зло, осознаю, что пора с ним расставаться, и… откладываю прощание на лето, на неделю, на завтра. Придумываю тысячу причин, чтобы нарушить данное себе обещание, и с ужасом представляю, как буду метаться между любимым пороком и системой запретов, которые неизбежно введут и у нас после ратификации Россией рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Принята она была ещё в 2003 году, и на сегодня к ней присоединились 172 страны, включая весь Евросоюз.
Этой зимой в Финляндии я уже испытала на себе, каково это – быть белой (или чёрной?) вороной в стане некурящих. Ещё несколько лет назад человек с сигаретой в Хельсинки был абсолютно обычным явлением, в нынешнюю поездку смолящих на улицах я не увидела совсем. Пристроилась в скверике, щёлкнула зажигалкой, припала к спасительной отраве и тут же поймала на себе осуждающий взгляд. А потом ещё один – завистливый.
Курить на улицах вроде бы и можно, хотя улица – это тоже общественное место, а в сих местах курение теперь под запретом. Во всех кафе и ресторанах – ненавистные таблички no smoking. Такая же – с припиской «штраф 300 евро» – висела и в коттедже, который мы снимали на финском горнолыжном курорте. Затянулась на крылечке. «Курить вредно, а на крыльце и запрещено, – весело прокричал мне, видимо, бывалый турист из соседнего коттеджа. – Спускайтесь, пойдёмте к помойке».
Посмолили у помойки. Сомнительное, доложу вам, удовольствие. К тому же не давала покоя мысль: территория у мусорного контейнера – это общественное место или нет? В общем, отдых превратился в мучение. Но через неделю затягиваться через каждый час мне, как ни странно, уже не хотелось, и на горе я уже не искала в тумане место съезда с трассы, дабы, спрятавшись от чужих глаз, обдать дымом усыпанную снегом ёлку, а просто каталась. Может быть, в том, что моё право портить своё здоровье чуть-чуть урежут, ничего страшного и нет?
В России, по различным оценкам, курят 65–75% населения. В этом смысле мы, пожалуй, самая зависимая европейская страна и одна из немногих, не присоединившихся к конвенции. В середине 90-х Россия производила около 200 миллиардов сигарет в год и выкуривала 250 миллиардов, затягивая в никотиновый плен юных жертв. С экранов телевизоров через каждые пять–десять минут суровый брутальный мужчина соблазнял неокрепшие души пачкой Camel, а красавец ковбой – Marlboro. Потом рекламу на ТВ запретили, но она сделала своё дело. К 2006 году объём производства табачных изделий возрос до 413 миллиардов, а потребление – до 375 миллиардов. Сколько россияне пускают ежегодно денег в дым, страшно даже подсчитывать.
Табачным компаниям у нас тепло и вольготно. Убрали знойных мачо с телеэкранов – они тут же заполонили огромные баннеры в метро. Правда, здесь, как и на пачках сигарет, уже появилась надпись мелким шрифтом: «Минздрав предупреждает – курение опасно для здоровья». Судя по растущему потреблению, напугать Минздраву так никого и не удалось.
Молодых вообще пугать бесполезно. Будет мода на табак – будут смолить, несмотря на все страшилки. Курильщики со стажем... Победить зависимость, конечно, гораздо труднее, чем в неё впасть, но когда все ужасы собраны вместе...
Сначала табак окрашивает в желтовато-сероватый цвет кожу, потом, утверждают врачи и эксперты, пропитывает всего человека отвратительным запахом и в конце концов убивает. Курением обусловлено 90% случаев рака лёгкого, 15–20% случаев других онкологических заболеваний, 75% случаев хронического бронхита и эмфиземы лёгких, 25% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Удовлетворяя свою тягу к токсичному зелью, курильщик умирает на 10 лет, а пассивный курильщик – на 5 лет раньше.
Как ни крути, а Минздрав прав – курение опасно для здоровья. И для жизни. Но почему же наш Минздрав так скромен? Надпись занимает 4% площади пачки. На Западе – 30%. У нас вариантов предостережений раз-два и обчёлся, у них – чуть не на каждой пачке в блоке оригинальный текст. С двух сторон. Буквами такого размера, что и слепой углядит: «Курение серьёзно вредит тебе и окружающим тебя людям», «Табачный дым содержит бензол, нитрозоамин, формальдегид, синильную кислоту», «Курение может навредить сперматозоидам и снизить способность к воспроизведению потомства», «Курение – причина старения кожи», «Курение убивает».
В курилке на пароме, курсирующем между Стокгольмом и Хельсинки, почти у всех на столиках лежало Marlboro с огромной устрашающей надписью: Smoking kills. Да, финны со шведами тоже смелые и легко достают из пачек ароматных «убийц». Но мода на табак в Европе уходит. Среди наших северных соседей курили в основном люди среднего и старшего возраста, а среди русских половина не дотягивала и до двадцати. Так что я, как, думаю, и большинство курильщиков, за полный запрет пропаганды табака и за устрашение нас, пленников дыма, рекламой социальной, рассказывающей о вреде курения и ратующей за здоровый образ жизни. Единственное, что волнует, – не пойдём ли мы по обыкновению дальше всех, безумно взвинтив цены на сигареты или запретив их потребление вообще? Если действительно три четверти россиян курят, то кто же будет следить за исполнением закона? Меньшинство?
В начале этого года правительство одобрило проект федерального закона «О присоединении к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака». В середине марта все средства массовой информации обошли сообщения о грядущем запрете рекламы алкоголя и табачных изделий на объектах транспортной инфраструктуры, а также внутри транспортных средств и на остановках. Обсуждение поправок в соответствующий закон должно было, если верить информационным агентствам, состояться в Госдуме неделю назад.
Уже когда материал верстался, заглянула во Всемирную паутину в поисках подтверждения информации. Не нашла. Зато наткнулась на рекламу сигарет Kiss. Заснеженные горы, цветущие альпийские луга, ромашки, мальчик с девочкой, то ли целующиеся через яблоко, то ли его одновременно вкушающие, и надпись: «Что ты ждёшь от этой весны? Ярких цветов? Новой любви? Незабываемых впечатлений? Страстных поцелуев? Тогда новые сигареты Kiss с ароматом яблока как раз для тебя – молодой, яркой, уверенной в себе и немного сумасшедшей!»
Вот так. Не куришь Kiss – бледна, некрасива и не уверена в себе. В общем, полный отстой.