По данным Лиги безопасного интернета, в топку информационной войны бросают всё, чтобы очернить Россию и русских: прямая пропаганда, чёрный PR, фейки, спам. С 24 февраля зафиксировано более 5,5 миллиона лживых публикаций о наших военных и нашей стране. Денег не жалеют: размер средств на информационное давление на Россию, по оценке экспертов, уже составил более 1 млрд 150 тыс. долларов. Каждый день уходит до 24 млн долларов: годовой бюджет небольшого города. Как этому противостоять? Размышляет популярный блогер Михаил Онуфриенко, освещающий ход военной спецоперации:
– Главная проблема, с которой мы сталкиваемся в ходе информационного противостояния, связана с тем, что в России нет государственной идеологии. Поэтому в работе неизбежны конфликты с чиновниками. И не потому, что они не разделяют наши взгляды. Наоборот, они с нами, они за Россию, но без определённой управленческой конструкции, без нормативных актов не могут предпринимать нужные шаги. Отсюда постоянное запаздывание.
Есть ещё одна помеха. Например, уважаемая Мария Захарова не раз заявляла, что нужно закрыть «Ютьюб». И это не только её мнение. Но для меня, в прошлом военного человека, это нонсенс. Да потому, что лучше воевать на чужой территории, на чужой информационной площадке. Это сложно, но в этом смысл нашей борьбы. Ведь мы нацелены на работу с внешней аудиторией, с «болотом», а не с теми, кто за нас. Внутри России таких людей, кстати, совсем немного, а на чужой территории надо воевать за умы именно «болота», это обычно порядка 80 процентов населения. На них-то и надо выходить, и это лучше делать на чужих площадках. Наши пока, к сожалению, не отвечают требованиям момента даже чисто технически.
Вот, например, «ВКонтакте». Вроде бы аналог и замена «Фейсбука». Но, скажем, в Севастополе сталкиваюсь с тем, что на этой площадке действуют откровенно русофобские структуры. Например, «Чёрный список Севастополя», около 100 тысяч подписчиков. Более враждебного гадюшника найти трудно. Но 90 процентов наших писем в ВК, Роскомнадзор, ФСБ остаются без ответа, хотя мы научились готовить доказательные обращения. На этих площадках работают даже граждане Украины с подконтрольных киевскому режиму территорий. Мы ставили и этот вопрос, но ничего не меняется.
С видеоконтентом ещё хуже. «Рутуб» только недавно стал принимать видео, которые банил «Ютьюб». Но недавно я зафиксировал рекорд – видео проверялось 9 часов. А ведь речь об оперативной информации, которая быстро устаревает. Ещё хуже с Яндекс-дзеном. 7 лет моей «войны» с этим ресурсом ни к чему не привели, там даже на звонки из администрации президента не реагировали.
Надо учитывать и то, что идеологическая борьба требует идеологического, а не коммерческого подхода. Я и мой друг и соратник Юрий Подоляка достигли успехов потому, что мы озадачены не монетизацией наших ресурсов, а созданием нужных смыслов и идеологического пула соратников. Таких людей нашли, отказались от своих авторских прав, наоборот, призываем размещать и копировать наши видео и распространять доступными способами. И вот наши ролики переводятся на фарси, на японский, другие языки, и наши соратники с удовольствием распространяют их. Это огромный плюс по сравнению с противником – там так никто не работает, кроме горстки «городских сумасшедших». А где целью являются деньги, с их утратой всё и заканчивается.
Примечательно, что противник последовательно уничтожает наши каналы, но дело наше живёт. Это и есть эффективность, которая опирается на идею, на идеологическую составляющую, а не на материальную. По-прежнему считается, что наиболее эффективная работа базируется на государственном финансировании, а ещё лучше в рамках какой-то госструктуры. На опыте убедился, что это не так, поскольку любая госструктура управляется чиновниками. А это почти всегда запаздывание с принятием решений, долгое согласование материалов. Давайте больше полагаться на самих себя.