Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Давайте помолчим

01 января 2007

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Давайте помолчим, или Немного о земных приличиях

Как-то известный литературный критик Игорь Дедков (1934–1994) стал случайным свидетелем жуткого происшествия. На стоявшую около магазина очередь с крыши дома свалился оползень из снега и льда, убив и ранив несколько человек. 

«Ещё женщины лежали и сидели на земле, – записал он тогда в дневнике, – ещё ужас был на лицах сгрудившейся вокруг толпы, а очередь за майонезом уже снова стояла, на всякий случай прижимаясь к стене, и зрелище случившегося несчастья её не распугивало. Эти женщины в очереди уже успели привыкнуть к тем неподвижно лежащим в странных и даже безобразных позах, в мёртвом безразличии ко всем земным приличиям… Не расходились, стояли… Как они ели потом этот майонез?» 

Съели за милую душу и в итоге получили комплексную «моральную закалку». И после подобных закаливаний совсем не удивляет поведение наших соотечественников, продолжавших отдыхать на курортах Юго-Восточной Азии, когда землетрясение и цунами оборвали там жизни почти четверти миллиона человек. Россияне, раздавая интервью, сразу же «экономически» и «гуманитарно» обосновали решение остаться: мол, мы даём местным жителям возможность заработать, помогаем возместить убытки. 

О «земных» приличиях позабыли не только отдыхающие, но и телевизионные деятели, спокойно выпускавшие в эфир подобные сюжеты. Средства массовой информации уже давно раскручивают смерть как сенсацию – без удержу и границ. «Шестнадцать человек погибли и более ста получили ранения в результате катастрофы…», – передаёт корреспондент с ссылкой на информагентство. «До семнадцати возросло число жертв…» – чуть позже сообщает ещё более информированный источник, а совсем информированный уточняет: «не до семнадцати, а до девятнадцати». Репортёру удобно – не надо искать повода, чтобы вернуться к теме, достаточно протянуть руку, взять листок с обновлённой цифрой и свалить её на радиослушателей и телезрителей, которые, впрочем, тоже закалились в результате просмотра многосерийных боевиков и других укрепляющих нервную систему картинок. 

При освещении кончины отдельных личностей – чаще всего деятелей культуры – взяты на вооружение так называемые отклики. Они, конечно, не новинка. Стихами откликнулся Лермонтов на гибель Пушкина, а поэт и великий князь Константин Романов – на смерть солдата («Умер бедняга! В больнице военной долго родимый лежал…»). Нынешние траурные отклики не отличаются особым разнообразием: «невосполнимая утрата», «трудно в это поверить», «я ошеломлён этой новостью» (даже если болезнь давно вынесла приговор)… 

Почему-то уже не считается кощунством лезть с телекамерой в души убитых горем родственников. Или вносить в освещение траурных событий элементы шоу. Например, крутить нарезку кадров (подчас очень весёлых) из фильмов, где снимался усопший. Когда его ещё не только не похоронили, но даже и в гроб не успели положить. Ещё одна странная «традиция» – провожать артиста в последний путь аплодисментами. Всё-таки «аплодисменты», согласно толковым словарям, значат «хлопанье в ладоши в знак одобрения или приветствия кого-либо или чего-либо». 

Вслед за сообщениями о печальном событии телевидение тут же начинает выдавать подробности, от которых даже у закалённого обывателя мурашки бегут по коже. Оказывается, угасшая «звезда» много лет жила в одиночестве и нищете. «Как же так? – звучат с экрана недоумённые вопросы. – А мы и не знали». Лукавят, всё было им известно, нынешние репортёры знают даже когда и кого родит внучатая племянница какой-нибудь знаменитости. 

Многих москвичей заставила задуматься поведанная СМИ история похорон одной всеми любимой киноактрисы. Оказалось, её негде достойно захоронить. В дело вмешался народный артист и по совместительству депутат, повлиявший на городские власти. «Спасибо ему за проявленное участие, – судачили тогда ветераны в очереди в поликлинике. – А вот когда мы умрём, нас что – за 101-й километр повезут хоронить?» 

Недавно был решён вопрос, поднимавшийся ещё в начале 60-х годов прошлого века, – о создании под Москвой аналога американского Арлингтонского национального кладбища. Некрополя, где обретут вечный покой национальные герои. 30 мест, сообщили нам, уже зарезервированы для руководителей государства. В связи с этой вдохновляющей вестью вспоминается то ли анекдот, то ли действительный случай. На заседание коллегии одного из министерств вбегает взмыленный управделами и, извинившись, объясняет причину опоздания: «Мне удалось пробить два места на Новодевичьем кладбище для членов коллегии». Наступила мёртвая тишина, а потом кто-то мрачно произнёс: «Возьми их себе». 

От объявленных ныне «резервистов» реакции вроде бы пока не последовало – то ли не в курсе дела, то ли посчитали, что так оно и надо. Может быть, установить на участке рекламный щит с надписью: «Здесь будут погребены…» и водить туда платные экскурсии? 

Неуместное зубоскальство? Скажите это газетам, публикующим заголовки: «Дорога на кладбище станет легче», «Школьников довезут до смерти», «В честь праздников москвичей отвезут на кладбища бесплатно». Прежний шедевр – «Бац! – и нет старушки» – отдыхает. 

Недавно один очень известный актёр и очень мудрый человек на просьбу корреспондента дать очередной траурный отклик ответил кратко и с болью в голосе: «Давайте помолчим!» Примем за аксиому эту мудрость. 

Николай ВЕЛИКАНОВ

Обсудить в группе Telegram

Николай Великанов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS