Не скажу за всю Одессу, но многим жителям этого славного города многосерийный художественный телефильм про Давида Гоцмана и операцию «Маскарад» определённо лёг на душу. Не буду врать, что все торговки с Привоза только и делали, что обсуждали за «Ликвидацию», но картина определённо произвела на черноморском берегу подобие небольшого фурора.
Пребывая примерно полтора месяца назад (как раз о ту пору, когда на Украину транслировалась наша «Ликвидация») в тех самых местах, где ещё за шестьдесят один год до того якобы разворачивались описанные бурные события, я испытал нечто похожее на законную гордость. Можем, значит, если захочим! И детектив сорганизовать, и чтобы, значит, с любовной (даже не одной) и с комической линией в придачу. И чтобы аромат времени наличествовал, чтобы не мозолили глаз всяческие современные элементы. Артисты чтоб были хорошие, а не поднаторевшие в мыльном деле «профи». Не всё же братьям-украинцам поставлять нам к новогодним столам свои музычно-драматичные постановки! Нам, как выясняется, есть чем ответить! «Лесные братья» – просто дети, чтобы не сказать больше, супротив маршала Жукова и подполковника Гоцмана (в чём телезрители РФ смогут воочию убедиться завтра, когда закончится трансляция сериала у нас). Вконец умилённые столь трепетным вниманием к их истории и «антропологии», одесситы могут спать спокойно.
…И вот дёрнула же меня нелёгкая пересмотреть кино Сергея Урсуляка уже на Родине! Захотелось, понимаешь ты, снова насладиться глубоко несериальной игрой Владимира Машкова, Сергея Маковецкого и Владимира Меньшова (они, как ни крути, показывают действительно высокий класс). Плюс разобраться в хитросплетениях сюжета и в мельчайших подробностях не бикицер, а с чувством, с толком... Не станем говорить за такие смешные мелочи, как показ в 1946 году «Подвига разведчика», вышедшего на экраны годом позже. Куда важнее, что интерьеры коммуналок не кажутся искусственно состаренными декорациями, а галифе Гоцмана – свежепошитыми аккурат накануне съёмок какой-нибудь китайской артелью на Малой Арнаутской.
Другое дело, что, сильно увлёкшись правдоподобием в деталях, в малом, создатели ленты, кажется, напрочь позабыли о необходимости соблюдения хоть малейшей смысловой и сюжетной достоверности по большому. Нет, оно понятно, что нам тут не хроникально-документальную картину демонстрируют. И что план операции «Маскарад», в результате которой едва ли не в три дня вся Одесса была начисто очищена от криминального элемента, до сих пор, как надо понимать, засекречен. Но должен же быть хотя бы малейший намёк на логику, последовательность, ответственность за свои слова в действиях как одной, так и другой стороны. Когда наблюдаешь за развёртыванием фабулы относительно вдумчиво, то ясно видишь, что все одесситы пребывали в 46-м году в состоянии какой-то горячечной истерии и сугубой взвинченности, решительно не позволявшей им вбить себе в мозг хоть какую-то информацию. Иначе чем объяснить тот, скажем, факт, что криминальные авторитеты, по сути обещавшие гражданину начальнику Гоцману в три дня найти и обезвредить некоего «чужого» бандита (замечательно, к слову, аттестованного: «Кличка Чекан, да и фамилия тоже Чекан»), не только вскоре забывают об этом, но и преспокойнейшим образом начинают приобретать у него крупные партии оружия. Да, впрочем, и сам Д.М. Гоцман, грозившийся в случае невыполнения его условия порвать их на куски или что-то в этом роде, также быстро остыл и занялся выяснением отношений на личном фронте.
Хотя, что от них хотеть, если сам маршал Победы, санкционировав ночь длинных ножей и метких выстрелов на улицах ночного города силами бравых, переодетых в дорогой прикид контрразведчиков, решил принципиально не ставить об этом в известность местную милицию. Каким же образом все «наши» в этой тёмной просто-напросто не перестреляли друг друга как куропаток? Ведь милиция обязана была открывать огонь на поражение по тем, кто убивал, пускай даже и подозрительных личностей? В фильме эта дилемма разрешается чрезвычайно просто: контрразведчики бегают очень быстро, милиционеры за ними ну никак не поспевают.
И совсем уже замечателен момент, когда Дава Маркич приезжает на похороны массовых жертв этого самого «Маскарада» – выразить, значит, своё брутальное сочувствие. «Я вам больше руки не подам!» – говорит ему безутешный отец одного из застреленных бандитов. Типа, как это прикажете понимать? – убили сына без суда и следствия. Оставим в стороне несколько несвоевременный для сорок шестого года сам факт постановки подобного вопроса. Удивимся лишь тому, что начальник отдела УГРО по борьбе с бандитизмом в ответ на такую инвективу скорбно молчит и не приходит ему в голову отпарировать: а что, резать и раздевать мирных граждан среди бела дня не то что без суда, а без всякой видимой причины – это нормально?!
Молчит начальник отдела. Замолкаем и мы, поскольку список всех нестыковок и несообразностей можно продолжать очень долго, а тот же Гоцман совершенно справедливо замечал про то, что не стоит «тянуть кота за все подробности».
, ОДЕССА – МОСКВА