В рамках программы 30-го ММКФ Гильдия кинорежиссёров России представила публике первый номер своего журнала. Название изданию выбрали не без подтекста – «КиноУспех» (орфография издания – В.П.). День, правда, для сего мероприятия был выбран, мягко говоря, не слишком удачный: наша сборная играла в полуфинале чемпионата Европы. По этой или по какой другой причине – неведомо, но из всех заявленных в пресс-релизе персон (они же – герои первого номера) на презентации появились только президент гильдии Марлен Хуциев, покинувший её минут через тридцать после начала церемонии, да художник и режиссёр Борис Бланк, исчезнувший чуть позже. Впрочем, бог с ней, с презентацией. Тусовка – она и есть тусовка. Главное – журнал.
Спору нет – Гильдии кинорежиссёров свой печатный орган не помешает. И по сугубо практическим соображениям, и по соображениям престижа. И проблем, и достижений у родного кинематографа немало, и такое издание могло бы стать пространством и для серьёзной дискуссии, и для глубокого анализа, и для искреннего разговора. Привлечь авторитетных киноведов и кинокритиков, пользующихся уважением и доверием журналистов, – и можно запускать солидное издание для солидной профессиональной публики. Тем более что на презентации было особо отмечено: журнал будет бесплатно доставляться членам гильдии, руководству киностудий, продюсерским компаниям и т.д. и т.п.
Увы, на стенде красовались довольно тонкие глянцевые тетрадки, в которых более или менее качественно сделанные интервью перемежались рекламой, по количеству которой они ничуть не уступали своим «сёстрам» из мира моды и светской хроники. На одной странице Карен Шахназаров рассказывает о том, как выбирался из кризиса «Мосфильм», а на соседней – выкрашенный белой краской культурист, косящий под ми’ронова «Дискобола», рекламирует какой-то фитнес-центр. Двумя страницами дальше на одной половине разворота Дмитрий Месхиев с болью говорит о судьбе другой прославленной киностудии – «Ленфильма», который на ладан дышит из-за отсутствия средств, а рядом какая-то барышня умопомрачительную шубу рекламирует. Простите, но подобное соседство иначе как циничным я назвать не могу. Понятно, что на издание нужны средства, но, может быть, перед тем как затевать его, стоит подумать, где и как их искать?
Но самое удивительное в том, что на обложке над названием было тоненько-тоненько (не сразу и внимание обратишь) выведено: «дайджест»!
Материалы новому журналу любезно предоставили другие издания: от «Медведя» и «Знати» до «Известий» и «Вечёрки». Мол, режиссёры наши ничего не читают ни о себе, ни о коллегах, а мы им такую возможность предоставим. Но, уважаемые коллеги, вы сами в это верите? На самом деле – читают. И ещё как. Просто не всегда афишируют это. А те, кто не читает из принципа, те и не будут, даже если вы им журнал домой принесёте, на блюдечке с голубой каёмочкой.
На презентации меня, однако, уверили, что авторские материалы в журнале непременно появятся. Со временем. Что ж, подождём. А пока в новом издании всё происходит по сценарию старого анекдота о «бизнесе по-русски», где один «бизнесмен» продаёт другому вагон мармелада. Договорились, ударили по рукам. Первый пошёл искать мармелад, второй – деньги.