– Игорь Михайлович, когда и как началась история вуза?
– В конце Великой Отечественной войны руководство страны готовилось к восстановлению разрушенных городов, сёл, заводов и фабрик, школ и вузов. Огромную роль в решении этой задачи должен был сыграть комсомол. Однако сотни тысяч комсомольских работников и активистов погибли на фронте. И надо было срочно пополнить кадровый состав руководящего звена комсомола.
11 октября 1944 года ЦК партии принял постановление о создании Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. По своему статусу она представляла собой учительский институт со сроком обучения до двух лет на базе среднего образования. Это позволяло подготовить специалистов с незаконченным высшим образованием.
16 февраля 1945 года в аудиториях собрались 264 первых слушателя, среди которых было 82 фронтовика. Изначально ЦКШ представляла собой высшее учебное заведение, что и даёт нам полное основание считать октябрь 1944 года началом создания на её базе высших учебных заведений иных статусов и видов с другими названиями, вплоть до ныне действующего Московского гуманитарного университета.
11 марта 1946 года исполком Моссовета принял решение передать ЦКШ в бессрочное и безвозмездное пользование земельный участок площадью 74 гектара с правом осуществлять на нём новое капитальное строительство после сноса ветхих и в основном деревянных помещений.
В июне 1968 года первым секретарём ЦК ВЛКСМ был избран Евгений Тяжельников. Именно он выдвинул идею создания Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ как полноценного высшего учебного заведения. Была поставлена задача: отобрать в состав слушателей цвет молодёжи. На рассмотрение мандатной комиссии, которую возглавил секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Пастухов, было представлено более двух тысяч человек. В итоге к экзаменам были допущены 722 человека. Первый набор слушателей ВКШ по качественному составу можно назвать уникальным.
Уникальными были и учебные планы, программы, техническое оснащение учебного процесса, единственный в Москве кабинет ораторского искусства, оборудованный по последнему слову техники.
1 июня 1990 г. бюро ЦК ВЛКСМ и коллегия Госкомтруда СССР приняли постановление о создании Института молодёжи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР на базе упраздняемой ВКШ.
3 сентября 1991 года Министерство образования СССР приняло постановление «Об изменении правового статуса Института молодёжи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР», предоставив статус самоуправляемого (автономного) негосударственного образовательного учреждения. Вуз перешёл на полный хозрасчёт и начал создавать новые структуры (центры, факультеты), способные приносить доход.
– Известно, что тогда существовал уникальный Научно-исследовательский центр.
– Да, в 1976 году в ВКШ начал работу Научно-исследовательский центр, действовавший 27 лет. Семнадцать из них я руководил им: почти пять – как заместитель директора, когда эта ставка была вакантной, а затем 10 лет был директором.
В конце 1990 года НИЦ состоял из 13 отделов и 4 лабораторий, в которых трудились 220 работников, в подавляющем большинстве – доктора и кандидаты наук. Мы начали изучать молодёжь как объект исследования в полном объёме. Появились публикации по запретным темам о девиантном поведении молодёжи (алкоголизм, наркомания, проституция), неформальных объединениях по интересам, идеалам и ценностным ориентациям советской молодёжи.
У нас сформировалась первая, наиболее результативная, признанная в СССР и во многих странах мира научная школа по социологии молодёжи.
Отмечу такой факт. В 1992 году из Закона РФ «Об образовании», из школ и вузов изъяли воспитание, без которого понятие «образование» исчезало, оставалось «обучение».
Мы подготовили доклад правительству РФ под названием «О воспитании жизнеспособных поколений». Он обсуждался на очном заседании правительства, был отвергнут и запрещён к рассылке в регионы.
Но мы продолжали бороться. Состоялась встреча с министром образования РФ Владимиром Филипповым. Его приказом воспитание было восстановлено в своих правах. Но следующий министр, Андрей Фурсенко, отменил этот приказ. В 2012 году на встрече доверенных лиц президента В.В. Путина (я был одним из них) мне удалось вкратце поговорить с ним на эту тему. Воспитание восстановили в школах.
Ныне борцов за воспитание не счесть. Но никто из них не может сказать, что их доклад обсуждало правительство РФ, что они имели по этому поводу беседу с президентом. Мы были первыми и продолжаем борьбу за восстановление воспитания в вузах.
В ноябре 2000 года мы обрели новый статус и новое название – Московская гуманитарно-социальная академия (МГСА).
Если в 1994 году в вузе было три факультета, в 1999 году – семь; было 18 кафедр, стало 32. В 1994 году обучалось 700 человек, в 1999 году – более 4600 студентов.
Мы в полной мере соответствовали 20 аккредитационным показателям и 50 критериям для получения статуса «академия» и сразу вошли в десятку лучших из 143 академий России.
Мы хотели оставаться классическим учебным заведением, внедряющим современные формы и методы образования. Осуществили интернетизацию академии на самом современном уровне: создали единую локальную сеть, соединившую все учебные и административные корпуса, а также службу маркетинга, центр рекламы, открыли специальность «финансы и кредит» и другие специальности. В 2001 году в структуре академии создали колледж.
Если в 1994 году в Институте молодёжи обучалось 700 студентов, то в академии 2003 года – 10 400 человек. Общий рост почти в 15 раз!
Наши ежегодные бюджеты позволяли ускоренно бороться с разрухой. Но главный итог деятельности академии в том, что мы созрели для следующего шага – стать университетом...
– Что же представляет собой ныне ваш родной вуз?
– МосГУ образца 2019 года – это 6 факультетов: рекламы, журналистики и дизайна; международных отношений и туризма; психологии, педагогики и социологии; культуры и искусства; экономики и управления; юридический. Это 26 кафедр, колледж, институт фундаментальных и прикладных исследований, аспирантура, докторантура, диссертационный совет. Это центр довузовского образования, институт дополнительного образования, издательство и редакции трёх научных журналов.
У нас обучаются свыше 5 тыс. студентов, 108 аспирантов, более 1000 обучающихся в системе дополнительного образования. На кафедрах трудятся 377 преподавателей; из них 73 доктора и 173 кандидата наук, плюс 68 преподавателей колледжа. Университет имеет 180 учебных аудиторий, 26 лекционных залов, 40 компьютерных классов, библиотеку, в том числе электронную, – в общем 10 тыс. посадочных мест; актовые залы на 750 и 400 мест, видео- и телестудию, студию звукозаписи, культурный центр.
Научный потенциал составляет сообщество известных учёных – академиков РАН, докторов и кандидатов наук. Общий объём финансирования проектов, выполняемых при финансовой поддержке российских научных фондов, за последние 10 лет составил около 170 млн руб.
С 1994 г. только у нас действует открытая кафедра, обеспечивающая живое общение студентов с ведущими политическими и общественными деятелями России и мира, знаменитыми учёными, писателями, журналистами, художниками. Действует уникальный Русский интеллектуальный клуб. За 20 лет его существования проведено 32 заседания. Издано 9 томов со стенограммами этих заседаний.
МосГУ (единственный вуз России) учредил в 2004 году литературную Бунинскую премию. С тех пор заявки на участие в конкурсе прислали литераторы из 50 городов России и 20 зарубежных стран. Экспертизу прошли более 1000 литературных произведений. Лауреатами и дипломантами Бунинской премии в разные годы стали более 60 литераторов.
У нас с 2004 года проводится (единственная в РФ) ежегодная Международная научная конференция «Высшее образование для ХХI века», в которой приняли участие около 7500 учёных России и 35 стран мира.
В 2004, 2005, 2009, 2012 и 2015 гг. по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших вузов России», проводившегося комитетами по образованию и науке Совета Федерации и Госдумы в номинации «Лучший негосударственный вуз России» университет занимал первые места.
– Возникает вопрос: почему же, несмотря на все объективные трудности, ваш вуз развивался и развивается, а у других не получается?
– Мы добиваемся успехов благодаря такому могучему фактору, как духовный капитал. Он складывается из лучших традиций и нравственных ценностей, их разделяют сотрудники вуза.
Год за годом накапливаем интеллектуальный потенциал. Именно поэтому в нашем вузе появились такие мыслители мирового уровня, как Никита Моисеев, Александр Зиновьев; выдающиеся учёные – академики РАН математик Юрий Журавлёв; психолог Анатолий Журавлёв; ибиоэтик Борис Юдин; член-корреспондент РАН филолог Юрий Воротников.
– Завершить наш разговор хотелось бы взглядом в будущее.
– Будем учиться управлять грядущим, новыми духовными смыслами, новыми гуманистическими идеями, новыми гуманитарными проектами.
Потенциал прошлых идей исчерпан? Что ж, найдём новые! Если будем мечтать, размышлять и понимать сущность происходящего, если будем много и хорошо работать – найдём!
Беседу вёл Борис Сельменьгин