Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Даже диссертацию я писал прозой»

01 января 2007

ИНТЕРТЕКСТ

Наш гость – известный писатель, востоковед Леонид Евгеньевич Бежин. Выпускник Института стран Азии и Африки при МГУ, защитил диссертацию на тему «Китайский поэт IV–V вв. Се Линъюнь и его эпоха». В книгах рассказов и повестей Л. Бежина «Метро «Тургеневская», «Гуманитарный бум», «Ангел Варенька», «Тыквенное общество» и других в центре внимания – стиль жизни, семейные коллизии, духовные и нравственные поиски городской интеллигенции. Его перу принадлежат работы по истории литературы и культуры Китая: «Под знаком «ветра и потока». Образ жизни китайского художника III–VI вв.», «Ду Фу» (ЖЗЛ), «Се Линъюнь» и другие. Уже в веке нынешнем выпустил книги «Отражения комнаты в ёлочном шаре», «Чары».

В 2003-м вышло в свет главное произведение – двухтомный роман «Сад Иосифа». Лауреат премии имени М.А. Шолохова. В настоящее время – ректор Института журналистики и литературного творчества.

– В вашем творчестве, а может быть, и мировоззрении большое место занимает такое понятие, как «тайна». Откуда в вас стремление к ней?

– Спасибо за вопрос. Будь я философ, я бы поставил понятие тайны во главу угла всего моего мировоззрения. Если Бердяев считал, что свобода была до сотворения мира, то я бы сказал, что тайна была до сотворения. Тайна Бога неявленного. Тайна Троицы на предвечном совете, как она изображена у Рублёва. И сотворённый мир не был бы для нас таким волнующим, чарующим и влекущим, если бы в нём не сквозила тайна. Для меня тайна – это путь познания, размышления, догадок: от внешнему к внутреннему, от явленного к скрытому, от экзотерического к эзотерическому. Эзотерика мне отнюдь не чужда, прежде всего как востоковеду. Но отцы Церкви Климент Александрийский и Ориген показали нам, что своя эзотерика была и в христианстве, что евангельские символы требуют глубокого постижения и что Христос – самая величайшая тайна на земле. Да и сам человек как образ и подобие, его жизнь, рождение и смерть – тоже тайна. И не зря Христос призывает распознавать «знамения времён», ибо в этих знамениях являет себя тайна истории. Если этой тайны нет, то – для меня, во всяком случае, – нет и творчества. Творчество, если угодно, по сути своей – тайноведение.

– Китайская литература повлияла на ваше литературное творчество?

– И да, и нет. Каждая литература создаёт как бы своё притягивающее, намагниченное поле. Я с самого начала определил для себя цель – быть в поле русской прозы. Поэтому в юности я отнёс к букинистам Дюма, на вырученные деньги купил собрание Толстого, повесил у себя его портрет и стал толстовцем. Потом бунинцем: помню даже волшебный запах бумаги и типографской краски только что выпущенного его девятитомника. Бунин меня заворожил. Потом из-под полы дали прочесть Набокова… Но самым любимым всё-таки стал Чехов. И все мои сознательные усилия, поиски, пробы ушли на то, чтобы найти путеводную ниточку в этот заповедный мир, напитаться, насытиться его магнетизмом. Китайской же литературой я занимался как специалист, но её поле так меня не притягивало. Разве что внешние вкрапления…

– Лев Аннинский считает, что «Бежин-беллетрист – образ, хоть и явленный для читателей, помнящих его по «Гуманитарному буму» 80-х годов, но несколько заслонённый теперь образом учёного-синолога, религиоведа, искусствоведа, педагога». Как вы разбираетесь со всеми своими ипостасями?

– Я всегда чувствовал своим главным призванием прозу. В одной из аннотаций мои книги об Александре I и Данииле Андрееве назвали романами, и я не стал возражать, поскольку по языку, по многим приёмам это действительно романы. Ну, может быть, романы-эссе. Я даже диссертацию писал прозой, и по некоей причудливой закономерности в ней удалось то, что поначалу не получалось в рассказах. Остальное же – педагогика, чтение лекций – имеет для меня второстепенное, прикладное значение, хотя я очень люблю свой литературный класс в ИЖЛТ, своих учеников.

– «Двойное видение» бежинской прозы (как определил тот же Л. Аннинский). Это эстетическое или мировоззренческое?

– Для меня важно не столько само сказанное тем или иным персонажем, сколько то, как он это сказал, с каким оттенком голоса, выражением лица, и что он при этом почувствовал. Так возникает своеобразная двуплановость, или вилка: речевой текст уводит в одну сторону, а психологический подтекст – в другую. Собственно, такое «двойное видение» было у Толстого. Но ему же учил Станиславский: актёр у него играл не реплику, а то, что за ней, – психологический подтекст. Мне эта эстетика очень близка.

– Вопрос ректору. Можно ли научить писать?

– В моём классе я часто повторяю: «Мы не учимся, а говорим о своём, но при этом чему-то учимся». Собственно, все пишущие, встречаясь, говорят о своём. Вот закончил роман. Вот не удаётся глава. Вот собираю материал для книги. И мы, конечно, тоже, но это и есть учёба. А вот можно ли научить? Скорее, пробудить, подвести к тому, что в тебе заложено, а уж дальше раскрывайся сам, чужой опыт тебе не поможет. «Встретишь Будду – убей Будду», как говорили на Востоке. Говорили в том смысле, что чужой опыт не поможет самому достичь просветления. Вот и в литературном творчестве так же…

– В своё время мы совместно с вашим институтом проводили литературный конкурс «Сады лицея». Каковы его перспективы?

– Мне кажется, это хорошая идея – конкурс, приуроченный к дням Пушкинского лицея, хотя премии и конкурсы вообще стали сейчас некоей ложной заменой, миражом, химерой литературной жизни. Поэтому я бы немного подождал, чтобы эти мутные воды схлынули, а потом и вернулся к этой идее.

– Что вы советуете молодым литераторам с высоты своего 60-летия?

– Прежде всего не впускать в свою прозу то, что сейчас называется пиаром. Не расставлять манки для читателей. Надо пытаться выразить своё время, но при этом – не «кадить сегодняшнему», как сказал Даниил Андреев. И не столько писать, сколько прописывать – дальше, глубже. Пробиваться к глубинным слоям смысла. Переписывать уже, казалось бы, написанное, отделанное, отшлифованное. Только так создаётся проза. На четвёртом, на пятом письме. Сам по себе талант не такая уж редкость, но настоящая проза – редкость. Настоящих мало. Поэтому быть настоящими – вот главное моё пожелание.

Беседу вёл Александр ЯКОВЛЕВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Яковлев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS