Если сказать, что День учителя – самый популярный в России профессиональный праздник, это, пожалуй, не станет преувеличением. Нисколько не принижая родительских заслуг, надо признать: каким отправится во взрослую жизнь вчерашний школьник – во многом зависит от его педагога. Поэтому звучит так много слов благодарности в День учителя: от коллег, родителей, учеников. И нынешних, и тех, кто уже много лет назад покинул парту, но до сих пор вспоминает своих наставников с теплотой.
Сорок столичных педагогов в канун праздника получили от городских властей почётные знаки «Заслуженный учитель Москвы». Просвещая и воспитывая учеников, они закладывают базу для их дальнейших успехов. Особенно если учебный процесс не ограничивается исключительно уроками.
– Устраиваем различные праздники, творческие вечера, – говорит Ирина Бродова, преподаватель русского языка и литературы школы № 1811 «Восточное Измайлово». – С предыдущим выпуском мы придумали и реализовали проект «Читай вместе со мной»: рассказывали ребятам из нашей школы, а также из детских садиков о своих любимых книгах. Показывали, что чтение – не какая-то повинность, а очень увлекательный и интересный процесс. Особенно было трогательно на занятиях с малышами, когда они с удивлением обнаруживали, что эти взрослые дяди и тёти – а именно так они видят старшеклассников – когда-то любили те же книги, которые родители читают им сейчас.
Я стараюсь личным примером показывать, что такое порядочность, доброта, трудолюбие, добросовестность. Они смотрят на поступки учителя и понимают, что это не просто слова.
По мнению Ирины Бродовой, быть московским педагогом сейчас хоть и трудно, но интересно. С этим не поспоришь. Город действительно делает немало для того, чтобы система столичного образования котировалась максимально высоко. В школах обновляется оборудование, растёт зарплата преподавателей (в первой половине нынешнего года средняя зарплата учителей в столице достигла 114 тысяч рублей), введена специальная надбавка от города за классное руководство, активно развивается на благо образовательного процесса сервис «Московская электронная школа». Кстати, учителя, применяющие его возможности на своих уроках, в прошлом году получили надбавку к зарплате в 10 тысяч рублей.
На «МЭШ» вообще надо остановиться особо. Стартовав несколько лет назад как эксперимент с электронным дневником, сейчас этот сервис превратился в серьёзную образовательную платформу. В сентябре учителя столицы поставили в дневнике «Московской электронной школы» более 30 миллионов оценок, которые в итоге проверили 934 тысячи родителей (это на 23 процента больше, чем в сентябре 2018-го). Количество школьников, воспользовавшихся электронным дневником в первый учебный месяц года, по сравнению с прошлогодними цифрами тоже выросло почти в три раза. Электронный дневник постепенно стал активным помощником школьников, их родителей и учителей, с его помощью родители узнают школьные новости, общаются с учителями, видят домашние задания своего чада, даты контрольных работ и каникул. Немудрено, что школы всё чаще отказываются от бумажной версии дневника в пользу электронной, доступной сейчас с любого гаджета.
Но, как говорится, не дневником единым живёт «МЭШ». Сегодня там можно найти 38 тысяч сценариев уроков, 1215 учебных пособий, 348 электронных учебников, 32 тысячи тестов, более 76 тысяч интерактивных приложений и многое другое. Появилось и несколько совсем новых возможностей. Например, теперь школьники могут подготовиться к итоговым контрольным работам или провести под руководством учителей эксперименты по физике и математике в виртуальных лабораториях.
Педагоги сервис «Московская электронная школа» тоже оценили. Дело даже не в том, что с его помощью можно планировать темы занятий, выставлять оценки и формировать отчёты. Благодаря умелому сочетанию традиционного образования и современных информационных технологий многие из них создают сценарии уроков, которыми пользуются не только они сами, но и их коллеги. И не исключено, что профессиональное признание последних мотивирует учителей даже больше, чем денежное вознаграждение.
Восемь столичных учителей стали обладателями гранта мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» («МЭШ»). В сентябре сценарии их уроков пользовались наибольшей популярностью у коллег. В общей сложности к ним обращались более 4500 раз. Общая сумма вознаграждений составит 330 тысяч рублей. Размер каждого гранта зависит от типа образовательного материала и количества обращений к нему других педагогов.
Одним из самых популярных по итогам сентября стал сценарий урока по литературе, посвящённый фольклору. Материал под названием «Народное творчество» создал учитель русского языка и литературы Артём Соколов из школы № 2031. Интерактивный сценарий рассчитан на учеников 5–9-х классов. Используя его, можно рассказать ребятам на занятии, какие жанры фольклора существуют, что такое обрядовый фольклор и в каком виде существует устное народное творчество сейчас. Так вот, к сценарию Соколова в сентябре другие педагоги обращались более тысячи раз.
«Московская электронная школа» признана и на международном уровне: в прошлом году консалтинговая компания Bain & Company провела исследования, которые показали, что московский электронный дневник превосходит по функционалу подобные сервисы в других городах мира. Наконец, на образовательном саммите HundrED в Хельсинки «МЭШ» включили в список ста главных образовательных проектов мира.
Повышение качества образования отражается на результатах московских школьников. Уже более 40 процентов выпускников по итогам сдачи трёх экзаменов набирают 220 баллов. Тем не менее перед образовательным комплексом в данный момент стоит немало амбициозных задач. Одна из них – обеспечить равные условия для обучения в каждом районе города. Продолжит расти число школ с профильными классами, будут открываться ИТ-полигоны (ИТ предполагает специализацию в области программирования и компьютерных технологий) и современные образовательные площадки. Месяц назад более 35 тысяч московских школьников пошли в предпрофессиональные классы, открытые сейчас в 215 столичных школах, – инженерные, академические, медицинские, кадетские и специализирующиеся на информационных технологиях (только в этом учебном году открылось 35 ИТ-классов). Занятия там позволяют школьнику по-настоящему окунуться в профессию, понять, подходит ли она ему. Особенно помогает в этом сотрудничество с ведущими колледжами, вузами и предприятиями. Основная цель выстраиваемой образовательной системы старшей школы – сориентировать старшеклассников в выборе профессии, дать им знания, которые помогут не просто поступить в вуз, но и получить востребованную специальность.
И, конечно же, развитие московского образования немыслимо без строительства новых учебных заведений и детских садов, тем более показатели рождаемости в российской столице идут вверх. Начиная с 2011 года в городе построили 342 здания детских садов и школ. Кстати, многие из них являются, а некоторые станут уникальными. Например, в прошлом году открылась международная школа-пансион «Летово» на 1012 учеников и школа на 2100 мест в Некрасовке. В Крюкове под Зеленоградом впервые удалось реализовать проект совмещённого детского сада и начальной школы. Первый в своём роде. На территории бывшей промзоны «ЗИЛ» прямо сейчас идёт строительство самой большой в России школы с кванториумом на 2,5 тысячи учеников. Массово строят детские учреждения в Новой Москве – в селе Остафьево скоро появится школа на 750 мест и два детских сада, новую школу возведут в поселении Кленовское.
Вообще, в этом учебном году в Москве открылось 12 новых учебных заведений, а в ближайшие три года появятся ещё около восьмидесяти. И нет сомнений, что они также поспособствуют повышению качества столичного образования.
Виталий Веселовский
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр Москвы:
– На Всероссийской олимпиаде школьников москвичи завоевали 55 процентов всех золотых медалей. Итоги WorldSkills говорят о том, что москвичи утроили свой результат по количеству высших наград. Это хороший результат. Но не лучший. Есть ещё над чем работать. Большинство школ столицы сегодня уже на мировом уровне, нужно просто устранить недостатки. Ставилась задача интегрировать московскую школу в городскую среду, связать её с университетами, колледжами, ведущими технологическими предприятиями, культурными учреждениями Москвы. И во многом мы это сделали – появилось множество профильных классов. Было бы хорошо, если бы это пришло в каждую школу без исключения.