Спасение Союза писателей уже начинается в регионах
Думаю, призыв «Спасём наш союз!» («ЛГ» № 50 от 21–27декабря 2016 г.) несколько запоздал.
Спасение организации идёт полным ходом. Жаль, что Москва от этого движения до сих пор была в стороне. Дотянули до последнего, дождались революционной ситуации, кризиса, разрухи. Но брошенные спасательные круги всё равно очень кстати.
О роли личности в любом деле не мне вам говорить. Сегодняшнее положение вещей в «центральном аппарате СП России» вызвано отсутствием такой личности.
«Никогда ещё авторитет нашего объединения не падал столь низко», говорится в обращении-призыве. Возможно, и так. Но ведь не вчера, не год и даже не пять лет назад началось это падение – гораздо раньше. Ещё в прошлом и позапрошлом годах правительство России давало нам шанс выплыть из кризиса, заявить о себе громко и внятно, объявив сначала Год культуры, а затем и Год литературы России. Похоже, что ни в малейшей степени не смогли этим воспользоваться руководители нашего общероссийского Союза писателей. Возможно, потому, что не было на то желания. А может, виной тому стала боязнь тревожить властные структуры, завязывать «разумный диалог с властью», а порою и публично ссориться с тем или иным чиновником, которому на деле-то глубоко плевать на всякие там «духовные скрепы».
Кстати, Владимир Путин ещё в ноябре 2013 года на президентском Совете по культуре сказал, что уход от культуры, литературы, отечественных традиций – угроза национальной безопасности. Затем гарант Конституции, узнав, что в госреестре нет профессии «писатель», поручил – кому? – «немедленно исправить это позорное положение». О, с каким воодушевлением, помню, было воспринято это пишущим сообществом! Но воз, как известно, и ныне там.
Год культуры, как и Год литературы, прошли, на мой взгляд, неудовлетворительно, бездарно. Ни одного мало-мальски значимого мероприятия назвать нельзя. И вина в этом не только Министерства культуры, но и нашего «Министерства литературы».
Нет у меня задачи поёрничать, охаять деятельность нынешнего руководства Союза писателей России. Более того, с глубочайшим уважением и благодарностью отношусь к Г.В. Иванову, с которым всегда было легко и приятно работать. Не было случая, чтобы он не откликнулся на какую-либо нашу просьбу, не дал дельный профессиональный совет, не ответил бы даже в выходные дни на телефонный звонок из Ярославля, не поддержал в трудную минуту, когда пришлось оттаскивать нашу организацию буквально от края пропасти, куда её вёл предыдущий руководитель.
Но речь не о Геннадии Викторовиче, а о проблеме в целом, то есть о пресловутом кризисе в нашем деле. Не хочется вспоминать профессора Преображенского из «Собачьего сердца», но всякие кризисы устраиваются или ликвидируются конкретными людьми. Поэтому предлагаю на съезде избрать в руководство Союза писателей, кроме Г.В. Иванова, людей энергичных, деятельных, инициативных, пробивных, не боящихся потревожить покой тех или иных чиновников, вплоть до президента страны. И если вдруг таких пассионариев у нас не сыщется, «вот тогда точно наступит разруха».
«Спасём наш союз!» – под таким лозунгом три года назад мы решили возродить Ярославскую писательскую организацию, поставить её на ноги, поднять паруса и «плыть в революцию дальше». Для этого потребовалось немало усилий и непростых решений. Пришлось на общем собрании членов ЯОО СПР выражать недоверие и снимать с занимаемой должности бывшего председателя правления. Это решение далось непросто. Но писательский коллектив понял нас, поверил и был единодушен при голосовании. Правда, затем пошли интриги, начался демонстративный выход из организации «ввиду нежелания работать с грубым и самоуправным Гусевым». Причём и работать-то в полную силу мы тогда ещё не начали, я только предложил активизироваться нашей пишущей братии, призвал её жить нуждами организации. Но тлетворное влияние бездельников, целенаправленно уничтожавших наше региональное отделение СПР в течение десятков лет, сыграло свою роль. Перепуганные предстоящей работой, некоторые господа и дамы возопили о посягательстве на их право писать романы и стихи в тишине и уюте. Что ж, многие из нас тоже, наверное, предпочли бы творческое уединение, если бы не суровая необходимость заняться той самой – рутинной, но нужной! – оргработой. Ведь сегодня деньги из областного бюджета дают нам не за усидчивость, а за конкретные дела – за организацию и проведение творческих вечеров, семинаров, мастер-классов, конкурсов, презентаций книг и т.д. Пришлось нам пройти и два суда по иску к организации «о защите чести и достоинства» одного нашкодившего полуписателя-полуполитика, которые сей деятель с треском проиграл.
В прошлом году, наконец, «отшумев, закончились бои», корабль очистился от «попутчиков», набрал ход, и нас теперь уже не остановишь. Работает «Писательский клуб», молодёжное ЛИТО, проводятся тематические творческие вечера. В декабре в нашем Писательском доме был открыт Музей литературного наследия Ярославской области, где первые экспозиции посвящены прославленным нашим землякам – А.А. Суркову, Л.И. Ошанину, М.С. Лисянскому и, конечно, Н.А. Некрасову. Постоянно с нашим участием проходят вечера памяти и радиопередачи, посвящённые жизни и творчеству писателей-фронтовиков, не жалуются на отсутствие внимания и ныне живущие ветераны творческого цеха. Издаются книги, литературные альманахи, выходит литературно-художественный журнал «Причал». Ежегодно принимаем в свои ряды одного-двоих талантливых поэтов или прозаиков. Возвращаемся к старой доброй традиции приглашения на Всероссийский Некрасовский праздник поэзии в Карабиху делегаций из соседних областей и республик, московских писателей.
Несмотря на не нравящееся кому-то наше «почвенное» мировоззрение, мы нашли понимание и поддержку у областной администрации, у ряда депутатов областной думы, в департаменте культуры. Удалось вылезти из финансовой ямы, получить в безвозмездное пользование на пять лет, а затем отремонтировать Писательский дом, провести в него отопление. Третий год подряд ЯОО СПР становится победителем конкурса среди социально ориентированных НКО Ярославской области.
Это я к тому, что в жизни ничего невозможного нет, всё можно сделать, если задаться конкретной целью и не сидеть сложа руки. Но, обращаясь к членам Оргкомитета, прошу их постараться избежать каких бы то ни было «крутых мер» по отношению к нынешним руководителям, которые привели к упадку некогда славной и могущественной нашей организации. Бог с ними, они просто не родились борцами. Это не вина их, а беда. Может быть, их настоящий удел – то самое творческое уединение, о котором я упомянул выше. Тогда пусть просто пишут стихи и прозу, а не руководят общероссийской организацией.
Есть, конечно, на пути грядущего обновления и ещё одна опасность – не выплеснуть бы нам вместе с застоявшейся водой и ребёнка, не отдать бы организацию в руки «горланам-главарям», беспомощным в творческом отношении, но очень желающим порулить. Тогда наш корабль пойдёт совсем не в ту сторону. Надеюсь, у писательского сообщества достанет мудрости не поставить к штурвалу крикливую бездарь.
Общественный оргкомитет создан, теперь нужно бы сформулировать конкретные предложения, осуществление которых кардинально изменит ситуацию, – и обсудить их всем писательским сообществом. Спасём Союз писателей России, дабы избежать клейма геростратов!
Дискуссию о настоящем и будущем Союза писателей России в следующем номере продолжит статья Светланы Замлеловой.