Юрий БОЛДЫРЕВ
Про «либерализацию» Уголовного кодекса надо было писать раньше, что я и делал (например, на сайте «Столетие»), в «ЛГ» же в прошлой колонке, согласитесь, требовалось первоочередное освещение агрессии против Ливии. Теперь же в центре внимания – «десять тезисов президента» и «декоммунизация». Но и смягчение УК (по отношению к преступникам) затронуть не поздно, в том числе примерив этот вопрос к вожделенному инвестиционному климату.
Как же будем этот климат совершенствовать? Выводить министров из советов директоров компаний, потом снова вводить, затем опять выводить – разве это мы ещё не проходили? Или это нам так красиво «институционально» подают промежуточные результаты подковёрной борьбы за денежные потоки между разными башнями Кремля?
Обещают снизить страховые взносы – хорошо. Но ни слова о главном: бедный платит (неважно, сам или его работодатель из фонда его же зарплаты) налог плюс якобы на свою будущую пенсию – более половины дохода! Считайте: 34% и плюс 13% от оставшейся части, то есть в сумме более 52%. А богатый – лишь 13%. Где ещё найти такой абсурд?
Обязывают компании предоставлять информацию миноритариям – давно пора. Но если не захотят – это «экономическое» преступление, то есть в трактовке нашей власти мелкая и малонаказуемая шалость? И главное: одно дело – обязать «предоставлять», другое дело – дать право получать самим.
Поясню на примере. Когда в январе 2001 года закончился срок моей работы в Счётной палате, знакомые предлагали мне создать аудиторскую компанию. Но руководитель такой компании – это тот, кто договаривается о заказах, а также, в наших реалиях, и о том, чтобы покрывать выявляемые преступления… И ответ был такой: аудиторскую компанию создать и нормально работать (иметь заказы и честно зарабатывать деньги) мы сможем лишь тогда, когда в России появится право меньшинства акционеров заказать независимый аудит компании за её же счёт при обязанности руководителей компаний предоставлять такому аудиту всю документацию.
Неужто непонятно, что для «инвестиционного климата» одно такое нововведение дало бы больше, чем десяток других «стальных» пунктов, включая периодические то вывод, то, наоборот, введение госчиновников в органы управления госкомпаний? Что же мешает? Не в том ли дело, что эту дверь только открой – и такое выявится в отношении и «Газпрома», и Сбербанка, и ВТБ, и ЛУКОЙЛа, и других «столпов» нашей экономики…
Есть среди озвученных пунктов и, скажем так, второй свежести, например, создание приёмных президента на местах. Но разве недостаточно представительств президента и его Контрольного управления? Если бы я сам этим когда-то не руководил, то мог бы и не знать, что всё давно есть. Если же то, что было, сгнило на корню, так надо либо реорганизовывать, либо просто сменить кадры и заставить работать.
А есть пункты и совсем абсурдные, во всяком случае, в виде, доведённом до нас Первым каналом ТВ. Так, вводится право Минэкономразвития через Минюст… отменять законы, мешающие бизнесу. Подобное уже звучало 20 марта 1993 года, когда Ельцин объявил указ о том, что его решения выше законов. Указ затем так и не вышел, но закончилось всё печально – сентябрьским 1993 года госпереворотом. Правда, тогда у нас был независимый парламент, теперь же, даже если законы будет отменять комендант Кремля, мало что изменится.
В этом же ряду и новые уступки добрым «иностранным инвесторам» в стратегических отраслях экономики. Что ж, полуколонию так создать можно. Но добиться самостоятельного развития – нет.
И показательна история со сбоем в работе президентского самолёта. Сразу вывод – о низком качестве нашего самолётостроения. Надо понимать, в отличие от «ё-мобилестроения», против которого я ничего не имею, тем более что против него, в противовес от нашего авиастроения, ничего не имеют и американские «партнёры».
А если бы самолёт был «боинг», то какие выводы были бы сразу же публично сделаны? Или с «боингами» ничего не бывает? Но на следующий же день в США приземлился «боинг» с треснувшим на высоте с десяток километров фюзеляжем – к счастью, обошлось.
Что же касается того, что «вкалывать надо, а не деньги просить», так кто же будет задарма «вкалывать»? Если за Родину, то ещё можно, но за олигархат – кому охота?
Давайте авиапрому не отдельные подачки, а масштабный заказ, сопоставимый с заказом конкурентам. Если чисто рыночно не получается, то обеспечьте не рыночно. Это же азы именно рыночной экономики: при несопоставимости масштаба производства (и прочих равных условиях) обеспечить рыночную конкурентоспособность продукции невозможно.
И обеспечьте, чтобы деньги шли не только приближённым к власти «топ-менеджерам», но и до инженеров и рабочих доходили. Иначе к кому обращён назидательный пафос с требованием «вкалывать», совершенно непонятно. Точнее, понятно, что не по адресу.
И довелось мне тут послушать интервью руководителя нашего Топливного союза. По всей «модернизируемой» стране на колонках массово продаётся фальсифицированный бензин и топочное топливо, выдаваемое за топливо дизельное. На вопрос же, почему не проверяют и не наказывают, потрясающий ответ: мол, не так это просто, и наказания малы (штрафы в несколько десятков тысяч рублей), а также вообще проверки теперь можно проводить не чаще, чем раз в три года…
Так почему же в десяти пунктах «повышения инвестиционной привлекательности» страны так и не нашлось места вопросу о наведении столь привычного вожделенным западным инвесторам элементарного порядка, включая и защиту от всякого рода мошенничества?
Напротив, смягчение наказания, причём уже не только за экономические преступления, но и за преступления против личности, включая ограбление, а также умышленное причинение тяжких телесных повреждений, под которое в ряде случаев «упаковывается» и убийство.
И на фоне этой разнузданности – очередная «декоммунизация»: никому не сметь подвергать сомнению мнение президентского совета по правам, желание одних людей навязывать своё мнение другим. Очевидная тоталитаризация сознания якобы в целях борьбы с наследием тоталитаризма.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции