Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Дела давно минувших дней

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Эскиз К. Брюллова к картине «Осада Пскова»Выставка «Юность России», приуроченная к 1150-летию российской государственности, стала шестым совместным проектом Русского музея, музея-заповедника «Царицыно» и Благотворительного фонда «Система».

На первый взгляд в этой выставке есть нечто нелогичное. И в названии, и в отобранных для экспонирования работах. Юность России соотнесена исключительно с допетровскими временами, хотя для многих с этим определением ассоциируется как раз эпоха Петра Великого, и представлена она не столько хрестоматийными полотнами, известными чуть ли не со школьной скамьи (как ни велики возможности Интернета, но личного общения с картиной никакая виртуальная реальность не заменит), а по большей части этюдами, набросками, эскизами. Кураторы отказались от заманчивой перспективы развернуть во всём блеске глобальный проект, и надо отдать должное их профессиональному чутью. Поскольку логика в их замысле, безусловно, прочитывается.

Не секрет, что пришедший на масштабную выставку зритель уже в третьем-четвёртом зале начинает испытывать лёгкую тревогу: как ни пропустить важное, как обнаружить во многом то единственное, что более всего остального скажет разуму и сердцу. К стационарной экспозиции можно возвращаться снова и снова, порой через годы, выставка «гастрольная» такой возможности не оставляет. В такой ситуации именно камерность художественного пространства позволяет вести внутренний диалог с привлёкшим внимание произведением, не ловя себя на предательской мысли – «Не успею!». В данном случае вниманию публики предложено всего 43 произведения (конец XVIII – начало XX века) – есть возможность уделить время каждому, не опасаясь, что глаз замылится.

Если переходить от восприятия к собственно контенту, то он обладает как минимум двумя несомненными достоинствами. Первое очевидно: эскизы и наброски позволяют, как выразилась один из кураторов выставки Наталья Соломатина, «заглянуть за занавес, отделяющий мастерскую художника от всего остального мира», проследить направление его творческого поиска. Репинский эскиз центральной части картины «Сыно­убийца» по силе передачи захлёстывающих Грозного чувств в чём-то, пожалуй, превосходит окончательный живописный вариант полотна. А на эскиз Карла Брюллова к многострадальной и так и неоконченной «Осаде Пскова» без волнения смотреть невозможно: поиск композиции, попытка гармонично уравновесить энергетические центры будущей картины – муку талантливого художника, сражающегося с собственным замыслом, ощущаешь почти физически.

Второе достоинство, возможно, менее проявлено, но от этого не менее значимо. Общеизвестно, что графика редко покидает стены родного музея – слишком хрупка эта субстанция для нашего несовершенного мира, а если и покидает, то только для выставок весьма и весьма непродолжительных. Но дело, разумеется, не только в этом. Как бы ни волновал художника тот или иной сюжет из отечественной истории, у него далеко не всегда есть возможность отразить его в полномасштабном полотне: такая работа требует максимальной концентрации сил и сосредоточенности плюс немалого количества времени. Немногие мастера могли себе позволить отказаться от частных заказов, дабы посвятить себя без остатка воплощению задуманного. Не говоря уже о том, что большая форма просто не каждому художнику, даже не обделённому талантом, по силам. И вот тогда наброски, и чаще всего это именно графические листы, сохраняют нам энергетику нереализованного замысла, благодаря чему нередко воспринимаются как самостоятельные, самоцельные произведения.

Историческая живопись требует от художника качества, сегодня встречающегося всё реже и реже: умения увидеть внутренним взором то, чему сам он свидетелем не был и не мог быть, причём увидеть не по собственному произволу, а соблюдая реалии давно ушедшей эпохи. Старые мастера были в этом отношении к себе гораздо строже, чем нынешние. Почти пятнадцать лет работал Фёдор Бруни над альбомом «Очерки событий из российской истории». В нём должно было быть 60 графических листов, но художнику просто не хватило времени: педантичное погружение в карамзинскую «Историю государства Российского», иллюстрацией к которой и являлся, по сути, альбом, тщательная проработка деталей не только психологических, но и бытовых, серьёзно замедлили работу. Но в историографическом плане для той эпохи её можно считать практически безупречной.

«Юность России» – повод не только для того, чтобы взглянуть на дела давно минувших дней глазами предшественников, но и возможность понять, чем для нас, сегодняшних, является история Отечества.

Виктория ПЕШКОВА

Выставка работает до 5 августа.

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS