Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Дела давно минувших дней...

01 января 2007

ИЗ НОВОЙ КНИГИ

Мне прежде всего нравится стиль прозы Ольги Моториной. Хотя, казалось бы, какая она «стилистка», скорее, берёт содержанием, глубоким знанием жизни, человеческой психологии. Но в том-то и дело, что именно «содержательная» проза требует особой работы над стилем.

Когда «стиль ради стиля», то ведь «всё дозволено». Выкручивай суставы речи, ломай синтаксис, расставляй слова по своему вкусу... «Содержательная» проза требует большой и ответственной стилистической работы, чтобы не затуманить смысл высказанного, не смазать намеченный сперва мягким карандашом в воображении, а уж потом прописанный маслом на бумаге человеческий образ, характер, с его обликом, жестами, словами, эмоциональными порывами...

Ольга Моторина работает со словом жёстко, но легко, на вид даже как бы играючи. Как каменщик, она плотно подбивает кирпичики слов один к одному, отбрасывая всё лишнее, ущербное, непрочное и таким образом выстраивая  добротное здание рассказа, повести, эссе...

И вроде бы страшен, даже жуток по смыслу рассказ «Узнай меня, папа!», где женщина, чтобы уйти к любовнику, выбрасывает в Москву-реку полуторагодовалую дочку. Потому что не желает её любовник принять такую многодетную. (История, кстати, вовсе не фантастическая, сколько таких или подобных случаев мелькали и мелькают в газетах. Хотя, казалось бы, ну откажись, ну мужу ребёнка оставь, зачем убивать-то! Убивают... Необъяснимы бездны души человеческой...) Тельце ребёнка выловили возле Коломенского. Муж в ярости. Пьёт уже третью бутылку водки на квартире рассказчицы, кричит на весь подъезд, грозится жену убить. Соседи милицию вызывают, а милиция, выяснив по телефону, в чём проблема, не приезжает: дело-то житейское, сами разберутся... У другого автора из этой типовой истории получился бы чисто «чернушный» рассказ, которыми и была наводнена, а вернее, замусорена наша литература в 90-е годы. Но как этот рассказ заканчивается у Ольги Моториной:

«С того случая много лет прошло, но нет больше солнца на мой день рождения. И шустрая девочка больше не кричит, подпрыгивая на бегу: «Люди, у меня сегодня день рождения!»

Это уже совсем не «чернуха». Я бы сравнил этот финал с одним из лучших рассказов М. Горького «Двадцать шесть и одна», где герои тоже остаются в сером мире, без солнца, но от этого не столько страшно, сколько грустно и плакать хочется, а слёзы – это уже жизнь, уже возрождение души...

Очерк Ольги Моториной «Московские пивные»: здесь она, конечно же, продолжает традиции Прыжова с его «Кабаками». И ведь правда, наши советские пивнушки были особым, можно сказать, «культурным институтом», со своими традициями, «секретами», своеобразными культовыми ритуалами. Ольга Моторина навечно зафиксировала этот советский «сюжет», эти «дела давно минувших дней».

Как бы ни бранили мы советское прошлое, но было в нём нечто, что сейчас практически исчезло. Человек был равен человеку. Не каждый был равен другому, а именно каждый – самому себе. Подлец был подлецом, романтик – романтиком, выжига – выжигой, баба – бабой, а мужик – мужиком. Сейчас же ничего не разобрать. Объясните мне на пальцах, например, что такое какой-нибудь Абрамович? Генерал Руцкой?.. Это я беру известные персоны. А что за человеческий тип такой – «менеджер среднего звена»? «Титулярного советника», Башмачкина, доктора Ионыча я вижу и представляю. Представляю я и советские типы – работник «ящика», «снабженец», «комсомольский лидер» и т.д. А вот «менеджера среднего звена», убей Бог, не представляю и не вижу. Где-то тут стёрлись границы человеческого характера. И – бессильна литература.

Ольга Моторина пишет о совсем недавнем прошлом, а возникает чувство, что это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Но хорошо, что пишет она об этом без ложной ностальгии и без пустоголовых проклятий. Её волнует «человеческое, слишком человеческое», против чего так страстно боролся Ницше, но что составляет самую суть нашей, увы, бренной и грешной жизни...

Павел БАСИНСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Павел Басинский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS