«Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе»: К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи / Отв. составитель А.В. Доронин. – М.: РОССПЭН, 2008. – 255 с. – (Россия и Европа. Век за веком).
Сборник статей, посвящённых прежде всего реформам XVIII века, но должное внимание уделяется в нём как временам куда более ранним, так и последующим. Перенос западных наработок на русскую почву всегда представлялся делом чрезвычайно сложным. Споры на тему оправданности подобных экспериментов не утихают до сих пор. Иногда отрицается полезность любых заимствований. Хотя даже видные славянофилы высказывали предположения, что будь у православной России такой же мощный античный фундамент в смысле законов и системы общественного устройства (а не только лишь «Москва – третий Рим»), как у католическо-протестантской западной Европы, – самобытности нашей это бы не повредило, а пользу в смысле стабильности принесло немалую. В том, что так не вышло, как известно, принято винить нашествие монголо-татар, бескрайние просторы, а то и вовсе судьбу-злодейку. Насколько справедливы эти сетования? Читая представленный сборник, каждый сам может представить, сколь сложным делом были создание единого для всей огромной империи свода законов, формирование эффективной системы управления. Особого интереса достойны статьи, посвящённые образованию, становлению университетских традиций и сложностям (как без этого), с которыми долгое время сталкивались образованные разночинцы. Формула посвящения в студенты начиналась со слов: «Делаю вас господами и приказываю считать вас за таковых…», но идея самоценности знания, достоинства образованного человека не успела прижиться в обществе так же быстро, как был подписан указ о создании Московского университета. Волей-неволей возникает параллель с нынешними временами, когда престиж науки и образования снова приходится поднимать едва ли не с нулевой отметки.