Премьера спектакля по пьесе Елены Исаевой «Легко ли выйти замуж в Пензе?» состоялась почти 10 лет назад, но актуальность темы заставляет режиссёров вновь и вновь обращаться к материалу. Теперь своё видение пьесы представила режиссёр Анна Куликова. Актёры «Театра Автора» на сцене-конструкторе Культурного центра ЗИЛ показали новый спектакль. Несмотря на чёрно-белый визуал, постановка играет разными цветами за счёт эмоций героев и зрителей. Авторам удалось вывести зал и на смех, и на слёзы. Большинство зрителей после финальных аплодисментов признались, что тригернуло.
А как не тригернёт, если тема поиска любви одна из вечных. Сопоставив свой опыт с опытом героев и героинь пьесы, каждый найдёт точки соприкосновения. Как бы подчёркивая эту мысль, режиссёр «склеила» персонажей пьесы, позволив шести актёрам спектакля воплотить около двадцати характеров, созданных драматургом. И аксессуары для этого требовались минимальные: веночек из роз, усы на верёвке – пунктирные штрихи, и перед нами новый персонаж. Получился эффект вселенского масштаба. В поиске любви каждый похож на каждого. Ну плюс-минус.
Занавес открывается. Его героини спектакля соорудили сами. Это белые простыни на верёвке. Белые, как желание всё забыть и начать с чистого листа.
Учить жизни с этого самого чистого листа начинает учительница младших классов Наташа (Юлия Тельпухова-Морозова), которая, правда, бросила школу, но открыла брачное агентство. Почему? Во-первых, сама опять не замужем (два неудавшихся брака в анамнезе), во-вторых, «все подруги – учительницы – умные, красивые, порядочные – не замужем». А у Наташи, знаете, чувство справедливости очень развито, потому и открыла она это брачное агентство. Но, увы, как говорит одна из героинь, «у нас, если непьющий в этом возрасте, то женатый. А если неженатый, то пьющий». У мужчин свои претензии: «Взгляд у них у всех потухший. Зачем мне это? Мне надо, чтобы интерес к жизни был. А когда во взгляде одни проблемы и заботы… У меня и своих хватает… Мне б такую, чтоб меня зажгла!»
И вот встречаются женщины с подобранными Наташей мужчинами, мужчины с «Наташиными» женщинами, а счастье найти не получается. У каждого своё представление о счастье. Целый калейдоскоп характеров проходит перед зрителем. Успешная, Доверчивая, Пассивная, Редкий Экземпляр, Экономный, Великодушный и Алкоголик (Сергей Куликов) – у героев даже нет имён, потому что каждый зритель сам может мысленно их назвать именами своих знакомых или своим собственным. Слишком узнаваемы судьбы.
Вот Доверчивая (Анастасия Кочеткова) верит очередному пройдохе и вручает ему совершенно безвозмездно 200 тысяч рублей. Потому что из Москвы и жениться обещал. Ухажёр исчез, а долги остались, которые Доверчивая выплачивает самозабвенно. Самозабвенно, как благодарность за один счастливый месяц…
А это Пассивная. Для неё главное – ребёнок. «Сын – это моё счастье… А мужчины… Иногда только вдруг нахлынет такое обидное чувство – ну почему? Не знаю, что бы меня заставило опять поверить, что мне может встретиться нормальный человек…»
Или Возрождённая. Буквально воскресшая после тяжёлой болезни и сейчас жаждущая родить ребёнка. Для новой жизни. Чтобы отдать свою, раствориться в другом без остатка. И где здесь про счастливые отношения?
Успешная (Ксения Бевзова) – квинтэссенция всех женщин-хищниц. Если есть на свете Одинокий волк, то ему в пару должна быть и Одинокая волчица. Хотя какая пара, если они одиночки? Меховой жилет и лающий смех, стремительные движения и глубокая убеждённость в том, что она – беспроигрышный вариант для любого. Всего добилась, всё имеет. Но годы ушли. А зрелая женщина, хоть и успешная, уже не такой желанный «товар» для «купца». Да ещё мама учила, что мужчине помогать нельзя – возненавидит…
Наташа (она же учительница, психологией владеет) понимает, что просто так пара не создаётся. Тут родство душ требуется. А как выяснить, есть ли среди присутствующих родственные души? С помощью песни. Женщины начинают, мужчины поддерживают. Push me and then just touch me till I can get my satisfaction вызывает ностальгию у зрителей постарше, но не трогает сердца героев. Зато «Любовь как сон стороной прошла» отзывается в каждой душе, и вот все поют хором вместо того, чтобы разбиться по парам. Увы, каждый обратившийся в брачное агентство имеет свой печальный опыт.
«Все обжигались. Delete – и с чистого листа!» – говорит мужчина Редкий Экземпляр (Александр Удалов). Но ему возражает Пассивная: «Я прошлое забыть не готова. Негативный опыт – тоже опыт».
Исчезают белые простыни чистых листов. Но опыт общения с партнёрами через брачное агентство Наташи, которому герои ближе к концу пьесы решили дать название «Феникс» («как ни гори дотла, а всё равно другой дороги нет – возрождаться и снова… любить и верить»), даёт возможность осознать свои желания. Понимать их и им следовать.
Успешная, чья натура требует вкладывать деньги и получать прибыль, остаётся с Великодушным (Андрей Чеботарёв), истинная мечта которого – разводить коров. Доверчивая исступлённо выплачивает чужие долги, потому что состояние, в котором она может существовать, – жертвенность. А есть ещё одна героиня. Для неё главное – быть себе самой хозяйкой, «чтоб никого не строить и самой не строиться». Она выбирает одиночество и счастливо выдыхает.
При чём тут Пенза? Ни при чём! Под горячую руку попалась. Любовь возможна в любом городе. Главное, чтобы человек прежде всего понимал и ценил себя, свои собственные желания и стремления. Ведь любовь – это не про раствориться без остатка. Это про партнёрство равных…
Кристина Шрамковская