По возвращении на родину из Италии Горький с семьёй жил в Горках-10. Здесь же 18 июня 1936 года и настигла его смерть. Спустя некоторое время на фасаде особняка появилась соответствующая мемориальная доска. А потом, точно не известно когда, она исчезла… Какое-то время об этом писатели ничего не знали, так как дом находится в особой, недоступной простым смертным зоне…
Но вот в марте 2000 года в ходе обсуждения в ЦДЛ моей книги «Максим Горький – подлинный или мнимый», в котором принимали участие обе внучки писателя, как-то сам собой всплыл вопрос о судьбе доски. Никто из участников обсуждения ничего не знал о её исчезновении, и этот факт вызвал всеобщее недоумение и возмущение. Тогда же появились статьи на эту тему в «Московской правде», «Книжном обозрении», «Труде», «Независимой газете».
Как ни странно, но со стороны Министерства культуры не последовало никакой реакции. А ведь речь шла о писателе, который по праву считается нашей национальной гордостью.
Кажется, вопрос ясен: исчезнувшую доску восстановить срочно – и дело с концом! Но, думается, у этой стороны медали есть и оборотная, которая характеризует уровень понимания властью проблем культуры и характер отношения чиновников к национальным духовным ценностям.
Некоторые подробности исчезновения доски раскрывает интервью внучек М. Горького Марфы Максимовны и Дарьи Максимовны, данное в 1997 году газете «Советская Чувашия». Говорит старшая, Марфа Максимовна: «Это было под Москвой, в Горках-10. Сейчас там прописался президент (Б.Н. Ельцин. – В.Б.), и Горки-10 стали почему-то называться Горками-9, хотя почти ничего не изменилось. Даже дом, где умирал дедушка, стоит».
Продолжает Дарья Максимовна: «Да вот только при Ельцине с него почему-то сняли мемориальную доску. Всегда была и вдруг после ремонта исчезла».
Вновь слово берёт Марфа Максимовна: «Ну теперь мы в этот дом и попасть-то не можем. Один иностранец, он писал книгу о Горьком, выхлопотал себе разрешение посетить Горки-10 (или 9?), ну и я с ним напросилась. Это было впервые за много лет. А в 1936-м в нашем распоряжении был весь огромный дом. Его предоставило Горькому Советское правительство: своей недвижимости у дедушки никогда не было».
Позднее коснулся этой темы депутат Государственной Думы журналист Александр Хинштейн в сенсационной книге «Ельцин. Кремль. История болезни» (2006). «Борису Николаевичу, – говорится в книге, – очень хотелось заполучить наконец свою, личную дачу, где не будет вездесущих соседей и любопытствующих глаз». Став президентом, он занял бывшую дачу Горбачёва «Барвиха-4», а вслед за ней ещё и особняк «Горки-9». Но мечта о собственной даче его по-прежнему не оставляла. И в 1992 году Ельцин приобретает бывшую дачу Максима Горького в Горках-10.
«Прощание с Кремлём далось Ельцину очень непросто, – продолжает А. Хинштейн. – Было чувство одиночества и даже тоски, – сетует экс-президент в своих мемуарах». И дальше: «Я обязан вернуть себе всё то, чего был лишён эти последние годы: созерцания, размышления, покой, радость каждой минуты, радость простых человеческих удовольствий, радость от музыки, театра, чтения».
...Ельцина больше нет. Но нет и мемориальной доски на доме, где жил и умер великий писатель…
Восемь лет назад я обращался к президенту В.В. Путину с письмом, в котором напоминал о том, что за рубежом (в Германии, Италии) бережно хранят память о великом писателе. И что следовало бы не только восстановить мемориальную доску в Горках, но, возможно, отметить подобным образом места проживания Горького за рубежом (Берлин, Курфюрстендамм, 203; Бад Зааров, местечко к югу от Берлина, где Горький заканчивал «Мои университеты»). Думаю, что письмо до президента тогда попросту не дошло.
По истечении времени проблема, о которой идёт речь, обрела новый смысл. На доме надо не только восстановить исчезнувшую доску, но, может быть, пора придать особняку в Горках новый статус: открыть здесь филиал мемориального музея, расположенного в особняке Рябушинского на Малой Никитской.
, доктор филологических наук, профессор
Этот памятник Горькому в городе Ульяновске исчез со своего места несколько лет назад. Говорят, со стандартным объяснением – из-за аварийного состояния. Говорят, даже обещали вернуть. Однако годы идут... Благодарим нашего читателя Александра Ивановича Чагрова
за присланный снимок.