Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2021 г.
Литература Библиосфера

Дело первой необходимости

07 сентября 2021

Карантин по-питерски: переписка. – М.: ИД «Городец», 2021. – 224 с. – 1000 экз. – (Книжная полка Вадима Левенталя).

Ещё недавно люди не могли предположить, что окажутся в заточении, пусть даже в родных стенах, и будут оторваны от внешнего мира, лишены возможности встречаться и общаться, ходить в театры и музеи, в гости и кино. Никто не знал, что придётся не просто находиться в условиях самоизоляции, а остаться наедине с собой, со своими мыслями, страхами, опасениями, надеждами. Вряд ли кто-то догадывался, что наступят времена, когда общение в привычном формате окажется невозможным И поиск других способов взаимодействия, приемлемых в новых обстоятельствах, станет острой потребностью и делом первой необходимости.

«Моё одиночество – это совсем не одиночество, это моя свобода», – написал Альбер Камю более полувека назад. Это фраза как никогда актуальна в ковидную эпоху, которая заставила представителей человечества по-новому взглянуть на привычные вещи и многое переосмыслить. Именно это и делают на страницах сборника «Карантин по-питерски» пять его авторов: Ричард Семашков, Александр Пелевин, Валерий Айрапетян, Герман Садулаев, Павел Крусанов.

Ричард Семашков, который обратился к коллегам по цеху с предложением «затеять переписку, чтобы скрасить наши деньки и, может быть, договориться до каких-то интересных тем», называет книгу «хулиганским проектом», а Александр Пелевин характеризует её как «документ нашей вздорной развесёлой эпохи».

«Карантин по-питерски» определён как «переписка». Это возвращение к эпистолярному жанру, с одной стороны, и дань современным гибридным жанрам литературы – с другой. Стиль и язык книги максимально приближены к повседневной речи. Это неформальная беседа о насущном. Это такой коллективный дневник. На его страницах есть место дискуссиям на любые темы – от литературы до состояния мира, границы которого в силу обстоятельств заметно сузились.

Самоизоляция – повод обратиться к таким занятиям, как чтение и обсуждение книг, спорт и отдых на природе, неторопливые беседы, приготовление блюд. Так, Павел Крусанов отправляется «в псковские леса», чтобы «жить от завтрака до обеда» и, если откроют сезон охоты, пострелять птиц. «Утка, гусь, вальдшнеп – те ещё бестии, с ними не заскучаешь», – пишет он. На природе время проводит и Валерий Айрапетян: «Лето невыездное, парки открыли ближе к осени, гулять с ребёнком в центре города было негде, вот мы с женой и вспомнили про бабушкину дачу».

Александр Пелевин делится впечатлениями от кулинарных экспериментов: «Готовлю еду. Много еды! Изготовил восхитительный плов с нутом, с бараниной, на курдюке – всё как надо. Плов регулярно провоцирует огромное количество споров. Особенно часто можно услышать, как кто-нибудь с видом знатока утверждает: «Не положили баранье яйцо, жир полярной совы и кровь носорога? Это не настоящий плов! Вот дядя Мулло готовил...» Бред это всё. Плов – блюдо, требующее не столько соблюдения канона, сколько знания технологии. Как и почти любая народная кухня». Ему отвечает Герман Садулаев: «Еда – это если не главный смысл жизни, то где-то очень рядом. Но по рецептам готовить не умею. Только по вдохновению. Примерно понимаешь технологию, а там дальше интуиция. Что-то отмерять – фи. Пробовать тоже нельзя. А сейчас не готовлю. Апатия. Хлопья молоком залью. Хачапури куплю. На хлеб сыр положу ломтиком. Как-то так. Вообще не хочется готовить. Холодный тоскливый май».

Далее речь идёт о приправах в «языковой кухне», а именно о мате. «Смысл использования этой приправы в том, чтобы она передавала свои свойства конечному изделию, а не теряла их, – поясняет Павел Крусанов. – Скажем, как жгучий перец». А Валерий Айрапетян подчёркивает: «Мат в устах героя – личное дело сочинителя».

Повседневные заметки о неторопливых днях карантина сменяются горькими философскими размышлениями. «Мир становится до отвращения стерильным, – пишет Александр Пелевин. И добавляет: – Я не люблю стерильность».

Пандемия, безусловно, многому научила человечество. Один из главных уроков карантина – возвращение людям утраченной ими способности ценить жизнь во всём её многообразии, в мелочах. Об этом на заключительных страницах книги написал Ричард Семашков:

«Спасибо жене за вкусный кофе и воду с лимоном. Спасибо сыну за то, что выздоровел и играет в машинки. Спасибо осени за прекрасный вид из окна. Спасибо Богу за осень. Спасибо папе за то, что был и меня придумал. Спасибо маме за то, что она есть. Спасибо Питеру за то, что он лучший город в России, а значит, в мире. Спасибо карантину за эту книгу. Спасибо вам».

Юлия Скрылёва

Тэги: Юлия Скрылва
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История Вселенной продолжается

    14.09.2022
  • На свет призывный отзываясь

    07.09.2022
  • Драгоценное настоящее

    10.08.2022
  • Диалог поколений на равных

    27.07.2022
  • Путешественник во времени

    15.06.2022
  • Конец света всё спишет

    60 голосов
  • Критика поднимает настроение

    51 голосов
  • Словесное обличье незримого

    47 голосов
  • Циркач на шаре

    39 голосов
  • Возвращение Катаева

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS