Есть несколько простых тестов, позволяющих судить об уровне цивилизации в стране, регионе, городе. Один из них – состояние общественного транспорта. Боюсь, по этому критерию Россия, и в особенности многие наши областные города, сегодня могут быть причислены отнюдь не к почётному разряду.
Пешеходы и «безлошадные»
«С чего бы вы заговорили об этом?» – могут, наверное, сказать мои оппоненты, в основном молодые. Да очень просто: я прирождённый и, скорее всего, пожизненный пассажир. Никто меня не убедит, что «настоящий мужчина должен сам сидеть за рулём», и тем более, что «ездить в общественном транспорте – признак отсталости».
Ещё лет десять назад я побивал поклонников личного авто всего лишь одним аргументом: «Представьте, что все жители миллионного (а тем более многомиллионного!) города сядут за руль – что тогда будет?» Практически все понимают сегодня, какой из этого получается кошмар.
Да, определённая часть людей без своего автомобиля не может прожить и дня – ни при каких условиях. Это те, кто по роду занятий постоянно находится в разъездах по городу. Но гораздо больше тех, кто заводит автомобиль по будням только ради поездки на работу и обратно. Будь у нас нормально работающий, не оскорбляющий душу и тело общественный транспорт, эти люди охотно поставили бы свои машины на прикол и выезжали на них только по серьёзной необходимости.
Впрочем, большинство россиян в любом случае ещё долго останутся «безлошадными». Даже в «продвинутой» Москве свои машины имеет лишь 40 процентов семей, в других городах эта цифра вдвое, если не втрое ниже. И если наши СМИ вольно или невольно создают имидж типичного гражданина РФ как владельца четырёх колес, то они просто игнорируют большую часть соотечественников.
Посмотрите, как много любая городская газета пишет о проблемах автолюбителей, радеет за их права, сетует на нехорошую автоинспекцию... И насколько редки публикации на автобусную и трамвайно-троллейбусную тему! Разве что случится какое-нибудь ЧП...
На работу и с работы
Конечно, назвать отечественный городской транспорт общественным можно лишь по недоразумению. В лучшем случае он муниципальный, то есть принадлежащий городской администрации. Да и для неё он – явная обуза, поскольку сами чиновники давно забыли, когда на нём ездили. В крупном поволжском городе, например, никто из местных нардепов не смог правильно назвать стоимость проезда в троллейбусе...
Электрический транспорт и маршрутные автобусы неуклонно превращаются в социальное подаяние для малоимущих. За пределами Москвы это видно даже на цвет – пассажиры, за редким исключением, одеты настолько затрапезно, что их можно принять за рабочих, заранее облачившихся в прозодежду. В межсезонье преобладают чёрные куртки из кожзаменителя, вследствие чего кто-то окрестил автобусы «перевозчиками чернокожих». Хотя на улицах толпа выглядит значительно наряднее и пестрее.
Дело не столько в бедности, сколько в непристойных условиях езды. Если бы на остановках выдавали защитные халаты или накидки, то ещё можно было бы садиться без опаски превратить хорошее пальто в засаленный зипун. Но, конечно, и отсутствие лишней копейки играет свою роль. У кого бюджет позволяет тратить ежедневно по пятьдесят или даже более рублей, те выбирают «маршрутные такси»; во многих городах их нередко называют более правильно – коммерческими автобусами. Поскольку вместимость их в несколько раз меньше, чем у обычных, то из удобств остаётся лишь относительно большая скорость. И то не всегда – остановки по просьбе пассажиров едва ли не чаще, нежели у рейсовых машин.
Передовой опыт Европы
А ведь опыт Европы давно показал, что в крупном городе без наземного общественного транспорта не обойтись. Пусть у всех личные машины, пусть имеется метро – в столице Евросоюза Брюсселе трамвай и автобус пользуются почётом и уважением. А в Лондоне, где одно время трамвай упразднили как устаревший, он не так давно вновь пущен в ход к радости жителей.
Богатые страны могут себе позволить приличный транспорт. И там он тоже не обходится без дотаций. Но там вместо псевдосправедливой системы чуть не поголовных льгот – разумная дифференциация тарифов в зависимости от срока пользования. Суточный билет выгоднее разового, недельный выгоднее суточного и т.п. Вместо непонятно кому нужного деления транспорта на авто- и электро- все городские перевозки в Брюсселе, например, осуществляет единое управление. И билет одного образца действителен и в метро, и в трамвае, и в автобусе. Монополизмом это никто не считает.
Мы – налогоплательщики
Пассажир наш и не задумывается, что на него тоже распространяется Закон «О защите прав потребителей». Платя за проезд, он вправе требовать именно услуг, а не одолжения в виде провоза и унизительного прохода через переднюю дверь (так следят за оплатой). Некачественный товар хоть и трудно, но всё-таки можно обменять или компенсировать деньгами. Недоброкачественная перевозка с оскорблением всех пяти чувств остаётся ничем и никем некомпенсированной. Мы покидаем салон автобуса после получасовой пытки, в сердцах срывая на водителе свои расшатанные за время поездки нервы... И забываем до следующего раза.
«А что тут сделаешь?» – опять спросит скептик. Один не сделаешь ничего, вместе – можно многое. Вот и считаю: нужен всероссийский союз пассажиров – организация для защиты нашего права на цивилизованный проезд. Можно и нужно фиксировать каждый случай нарушения правил перевозок, хамства, жульничества со стороны водителей, кондукторов и контролёров (настоящих и липовых). Требовать от начальства наказания виновных и возмещения ущерба (в последнем случае обходясь без обращения в «долгоиграющий» суд).
Бороться, конечно, нужно не «против транспорта», а за него – поднимать общественное мнение против необоснованных льгот, пресекать безбилетный проезд и проезд по фальшивым удостоверениям. И главное, выводить общественный транспорт из положения бедного родственника перед размножившимся семейством, представленным частным транспортом. Тот, кто везёт полсотни человек, должен иметь преимущество перед везущим одного, если только это не «скорая помощь» или спецмашина. Не чиновники, ездящие на служебных иномарках, а сами пассажиры должны определять, где уместнее сделать остановку и на какую улицу свернуть автобусу (разумеется, при прокладке маршрута, а не во время поездки). Через депутатов пассажирам нужно добиваться, чтобы в городской бюджет вносились конкретные суммы на конкретные дороги, мосты и вагоны...
Создать такой союз, конечно, труднее, чем предложить идею. Но когда-то же надо начинать…