Да, многосерийный детектив на НТВ режиссёра и сценариста Вячеслава Рогожкина (на его счету «ГДР», «Крик совы», «Охотники за бриллиантами»…) был самым популярным телесериалом июня. Сериал также активно смотрели в Сети, где разгорелась бурная дискуссия по поводу исторической правды: прокурорские в 1975-м не бегали с пистолетами за преступниками, кагэбэшники не крышевали криминальный бизнес и т.д. Но большая часть благодарила создателей именно за историческую правду в воссоздании атмосферы 70-х и за, так сказать, добротность выделки.
Действительно, хорошо закрученный сюжет, отличный ансамбль – не самые известные, но очень хорошие актёры, почти полное отсутствие политической ангажированности в изображении советской эпохи. Временами даже было похоже на классические советские милицейские сериалы.
Что очень важно для народного кино, вызывали симпатию и доверие «силы добра»: главный герой сериала эмоциональный следователь Таболин в исполнении Александра Бухарова, его добросовестный помощник в исполнении Никиты Тезина, не поддающийся давлению сверху прокурорский начальник (Александр Андриенко), а также ветеран милиции, архивист (Владимир Гусев), абсолютно бескорыстно помогающий раскручивать дело врачей ярославской психиатрической клиники. Достоверны и убедительны исполнители ролей «сил зла». Игорь Ливанов хорош в роли руководителя клиники Нагорных, хотя многие стали подозревать именно его после первого же появления в кадре (впрочем, впоследствии подозрения почти до самого конца умело развеивались). Неожиданным, очень похожим на реальных начальников, временами таинственным и даже зловещим явился главный чекист Ярославля Воронец в исполнении Юрия Шлыкова, убедителен был и Владимир Новиков (первый секретарь обкома), а также, конечно, Валентин Смирнитский в роли врача-психиатра – пользуясь случаем, поздравляем замечательного артиста с юбилеем!
Очень важно, что многочисленные исполнители эпизодических ролей были тоже из того времени – середины 70-х – и тоже достоверны. Первым отмечу Александра Коршунова в роли спившегося дважды героя Советского Союза лётчика Кретова, Владимира Стеклова и Сергея Генкина, сыгравших матёрых уголовников, и Михаила Долгинина в роли выгнанного из органов энкавэдэшника, в обязанность которого входил расстрел тех, кто приговорён к высшей мере наказания. На удивление, этот образ подан создателями фильма как скорее положительный – он делал свою страшную работу не потому что садист какой-то, а потому что считал приговорённых к смерти реальными врагами (впрочем, многие ими и были – в сериале очевидна направленность за отмену моратория на смертную казнь).
Среди исполнителей эпизодических ролей запомнились также Владимир Горюшин (однополчанин Кретова), Алексей Дмитриев (работяга, не любящий блатных), Максим Битюков (сумасшедший физик, убивший жену Таболина и принёсший её голову в милицию – этот эпизод поразил своей небывалостью и ужасающей подлинностью). Также отметим Алису Богарт (коварная медсестра), Виктора Терелю (бывший бандит), Алексея Ошуркова (беспринципный следователь), Юрия Ваксмана (психиатр), Татьяну Гладенко (судмедэксперт), Игоря Хрипунова (бандит Кастет), Владимира Капустина (Ханаев)... Они и многие другие артисты внесли большой вклад в создание атмосферы 70-х, что оценили не только зрители, помнящие те годы, но и более молодые, не заставшие их. Только правда в деталях, в характерах проходных вроде персонажей может создать образ времени. И он здесь создан.
А вот кадры юности и молодости главного злодея в 20-е, 30-е и военные годы хотя сыграны вроде хорошо, но с такой же степенью достоверности, как 70-е, не получились – впрочем, возможно, такой задачи не ставилось.
А теперь о том, что, на мой взгляд, мешало фильму.
На основе реальных событий – читаем мы в титрах перед каждой серией. Но в том-то и дело, что многие якобы реальные события в ту пору не происходили и не могли происходить. Их как будто из светлого капиталистического будущего перенесли (притом не только нашей страны) в мрачное советское прошлое.
Воры в законе в середине 70-х не имели таких шикарных хаз, не гужевались так нагло и открыто на ярославских баржах, не устраивали демонстративных сходок в ресторанах и нападений на следователей прокуратуры и членов их семей.
Совершенно невозможная вещь в ту пору то, что следователю пусть по особо важным делам дали личное дело и разрешили разработку первого секретаря обкома. Такое задание могло быть дано только с санкции Брежнева, и не областной прокуратуре, а руководству КГБ. И коррупции в высших эшелонах на территории Нечерноземья, да ещё такой, не было – серьёзные злоупотребления были в среднеазиатских республиках СССР и южных регионах России, но тоже не в таких масштабах. А в сериале в этом смысле как будто 90-е годы.
Ещё более невероятный факт – то, что начальник областного управления КГБ – главный мафиози области и на него работают воры в законе и коррумпированные врачи-убийцы, отправляющие на тот свет пациентов с целью завладения их жилплощадью. Это можно представить опять же в постсоветской России или в американском кино типа «Аферистки», но никак не в ярославской психбольнице 1974 года. И то, что милиционеры разрабатывали кагэбэшника, да ещё такого крупного, как Воронец, немыслимо. Наоборот – да, было сплошь и рядом, потому что чекисты 70-х взяток, в отличие от работников МВД, не брали, иначе не было бы такого страшного разлада между Щёлоковым (министр внутренних дел) и Андроповым (председатель КГБ), кончившегося расстрельными делами и самоубийством Щёлокова в конце 1984 года.
О менее очевидных неурядицах. Светлана Антонова очень хороша в роли бывшей жены Таболина, но в то, что её героиня ушла от мужа-следователя к третьему секретарю обкома (Максим Литовченко), как-то не верится. Во-первых, то, что следователи и опера так погружены в борьбу с преступностью, что им не до семьи, – надоевшее клише. Во-вторых, в героине Антоновой есть что-то очень доброкачественное, и нужны очень веские причины, чтобы такая верная боевая подруга оставила своего самоотверженного, погружённого в работу мужа. Всё-таки в народном сознании супруга русского офицера – это особый тип женщины, которая всё вытерпит, но не бросит суженого. Это сейчас, когда гламур проник во все структуры, всякое бывает, а в семидесятые кое-какие традиции ещё были живы. Да и третьего секретаря обкома за то, что отбил жену у важняка, партийное начальство по головке тоже не погладило бы. Что, он молодую себе не мог найти? Мало комсомолок встречается по оргработе?
И главное, режиссёр и исполнитель роли не показали в Таболине чего-то такого, из-за чего никакая женщина ужиться с ним не может. Нельзя сказать, что он патологический фанат сыска, который ради дела может забыть совсем о своей жене. Бухаров производит впечатление мужчины, который нравится женщинам, и знает об этом, и пользуется этим.
То, что Таболин регулярно видит один и тот же страшный сон-кошмар, а потом начинает душить женщину, лежащую с ним рядом в постели, сильно снижает образ. Получается, что он действительно не в себе и нуждается в лечении, то есть профнепригоден. К тому же не может себя сдерживать с подозреваемыми, распускает руки, что не только дискредитирует следователя, но и неправда. Важняки не оперативники, их оружие не кулаки и пистолеты, а интеллект, хладнокровие, выдержка – психологическое превосходство. А тут следователь какой-то неуравновешенный, и главное – мы не видим его интеллектуальной работы, а можем только верить, что она происходит под прикрытием эмоциональных всплесков, а то и срывов.
Конечно, при создании кино рассчитывать на отсутствие вымысла наивно, главное, что порадовало в сериале, – это движение к тому, что привлекает зрителя: к художественной правде.