«Плюс один» – второй фильм Оксаны Бычковой, два года назад наделавшей шуму своей дебютной лентой «Питер-FM». По словам самой Бычковой, в большом успехе первой картины в целом больше минусов, чем плюсов, особенно если он, как в её случае, был неожиданным: от тебя впредь начинают ждать только новых прорывов. Да и сделать что-то кардинально иное для режиссёра, громко заявившего о себе на старте, не только непросто, но и рискованно. В подтверждение этих слов «Плюс один» ещё до показа окрестили «продолжением «Питера-FM», и постановщице пришлось неоднократно подчёркивать, что это совершенно самостоятельное произведение (Бычкова смеётся, что сиквел первого фильма сделает разве что лет через двадцать, когда на смену мобильному телефону, выступившему там «главным героем», придёт какое-то другое, более совершенное средство связи.)
Вероятно, с целью того, чтобы подчеркнуть, что «Плюс один» – совсем другая история, действие картины происходит уже не в Петербурге, а в Москве (которая, правда, показана так, что большинство мест непросто узнать даже коренным москвичам). Для чуть повзрослевших зрителей «Питера-FM» здесь припасён симпатичный сюрприз в виде замечательной троицы персонажей – уличных артистов, забавляющих прохожих в образах поросёнка, кролика и гориллы, их играют звезда «Питера» Евгений Цыганов, а также Юрий Колокольников и Павел Деревянко, но главным образом фильм, кажется, рассчитан на тех, кто постарше. Вот и героям теперь за тридцать, хотя они и ведут себя как вечные подростки (а психологи утверждают, что большинство нынешних тридцатилетних и являют собой этаких вечных тинейджеров).
Историю взаимоотношений переводчицы Маши (Мадлен Джабраилова, актриса Театра-мастерской Петра Фоменко, в театральном мире хорошо известна, но вот её отношения с кинематографом только начинаются; сценарий фильма писался именно на неё, по словам Бычковой, «сценария ещё не было, а Мадлен уже была») и английского кукольника Тома (за эту роль не так чтобы слишком популярный у себя на родине британец Джетро Скиннер получил на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль) можно рассматривать и трактовать по-разному. То ли это очередная встреча двух одиночеств, то ли история взаимного перевоспитания, то ли «Служебный роман» на новый лад… Однако в итоге получился фильм, скорее, не столько про чувства двоих, сколько про одну героиню, про её превращение из почти чеховского «человека в футляре» (профессия переводчика вообще способствует погружению в себя, а Маша к тому же переводит серьёзную литературу) в открытую миру молодую женщину.
С точки зрения теории кинематографа лента снята неидеально. Интересно, что в первоначальном варианте она длилась больше трёх часов, а после окончательного монтажа осталось полтора. Пришлось пожертвовать целыми «линиями» – так, в частности, полностью «вырезалась» мама главной героини, которую сыграла Евгения Симонова, и продюсер Елена Гликман говорит, что теперь боится смотреть народной артистке в глаза; не узнают зрители и об отношениях Маши с её бывшим мужем. В результате фабула выглядит недорассказанной и не совсем сбалансированной, но настроение картины – элемент для режиссёра Бычковой первостепенный – от этого не пострадало, и желания сосредоточиваться на недостатках не возникает. В драматических перипетиях сюжета нет беспросветности, и даже когда весь мир героини рушится (а это происходит не единожды), нам неизменно дают понять, что счастье – будет (приятно и то, что счастье, по мнению Оксаны Бычковой и её соавтора по сценарию Наны Гринштейн, не сводится к банальному «выйти замуж за принца»). Комическая же составляющая картины отсылает к «почерку» Георгия Данелии и Эльдара Рязанова: фильм чаще вызывает не гомерический хохот, а тонкую улыбку (даже шутки про презервативы и курение травы умудрились получиться не пошлыми). В «Плюс один» нет гэгов ради самих гэгов, весь юмор обусловлен содержанием и атмосферой. В создание последней внёс свою лепту интернациональный исполнительский коллектив: в съёмках эпизода кукольного семинара участвовали артисты из многих стран мира, в том числе «дураки со знаком качества», работавшие с Вячеславом Полуниным, и ученики Бодо Шульте Кареры (прославленного кукольника, выступившего в качестве консультанта и создателя всех использованных в кадре «игрушек»).
Весенний по настроению фильм вышел на экраны ближе к осени, и это хорошо: ведь куда приятнее сознавать, что у тебя есть в запасе спасительный «плюс один», чем убеждать себя в отсутствии у природы плохой погоды.