Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Демисезонные радости

01 января 2007

КИНО

Три плюс... Кадр из фильма«Плюс один» – второй фильм Оксаны Бычковой, два года назад наделавшей шуму своей дебютной лентой «Питер-FM». По словам самой Бычковой, в большом успехе первой картины в целом больше минусов, чем плюсов, особенно если он, как в её случае, был неожиданным: от тебя впредь начинают ждать только новых прорывов. Да и сделать что-то кардинально иное для режиссёра, громко заявившего о себе на старте, не только непросто, но и рискованно. В подтверждение этих слов «Плюс один» ещё до показа окрестили «продолжением «Питера-FM», и постановщице пришлось неоднократно подчёркивать, что это совершенно самостоятельное произведение (Бычкова смеётся, что сиквел первого фильма сделает разве что лет через двадцать, когда на смену мобильному телефону, выступившему там «главным героем», придёт какое-то другое, более совершенное средство связи.) 

Вероятно, с целью того, чтобы подчеркнуть, что «Плюс один» – совсем другая история, действие картины происходит уже не в Петербурге, а в Москве (которая, правда, показана так, что большинство мест непросто узнать даже коренным москвичам). Для чуть повзрослевших зрителей «Питера-FM» здесь припасён симпатичный сюрприз в виде замечательной троицы персонажей – уличных артистов, забавляющих прохожих в образах поросёнка, кролика и гориллы, их играют звезда «Питера» Евгений Цыганов, а также Юрий Колокольников и Павел Деревянко, но главным образом фильм, кажется, рассчитан на тех, кто постарше. Вот и героям теперь за тридцать, хотя они и ведут себя как вечные подростки (а психологи утверждают, что большинство нынешних тридцатилетних и являют собой этаких вечных тинейджеров). 

Историю взаимоотношений переводчицы Маши (Мадлен Джабраилова, актриса Театра-мастерской Петра Фоменко, в театральном мире хорошо известна, но вот её отношения с кинематографом только начинаются; сценарий фильма писался именно на неё, по словам Бычковой, «сценария ещё не было, а Мадлен уже была») и английского кукольника Тома (за эту роль не так чтобы слишком популярный у себя на родине британец Джетро Скиннер получил на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль) можно рассматривать и трактовать по-разному. То ли это очередная встреча двух одиночеств, то ли история взаимного перевоспитания, то ли «Служебный роман» на новый лад… Однако в итоге получился фильм, скорее, не столько про чувства двоих, сколько про одну героиню, про её превращение из почти чеховского «человека в футляре» (профессия переводчика вообще способствует погружению в себя, а Маша к тому же переводит серьёзную литературу) в открытую миру молодую женщину. 

С точки зрения теории кинематографа лента снята неидеально. Интересно, что в первоначальном варианте она длилась больше трёх часов, а после окончательного монтажа осталось полтора. Пришлось пожертвовать целыми «линиями» – так, в частности, полностью «вырезалась» мама главной героини, которую сыграла Евгения Симонова, и продюсер Елена Гликман говорит, что теперь боится смотреть народной артистке в глаза; не узнают зрители и об отношениях Маши с её бывшим мужем. В результате фабула выглядит недорассказанной и не совсем сбалансированной, но настроение картины – элемент для режиссёра Бычковой первостепенный – от этого не пострадало, и желания сосредоточиваться на недостатках не возникает. В драматических перипетиях сюжета нет беспросветности, и даже когда весь мир героини рушится (а это происходит не единожды), нам неизменно дают понять, что счастье – будет (приятно и то, что счастье, по мнению Оксаны Бычковой и её соавтора по сценарию Наны Гринштейн, не сводится к банальному «выйти замуж за принца»). Комическая же составляющая картины отсылает к «почерку» Георгия Данелии и Эльдара Рязанова: фильм чаще вызывает не гомерический хохот, а тонкую улыбку (даже шутки про презервативы и курение травы умудрились получиться не пошлыми). В «Плюс один» нет гэгов ради самих гэгов, весь юмор обусловлен содержанием и атмосферой. В создание последней внёс свою лепту интернациональный исполнительский коллектив: в съёмках эпизода кукольного семинара участвовали артисты из многих стран мира, в том числе «дураки со знаком качества», работавшие с Вячеславом Полуниным, и ученики Бодо Шульте Кареры (прославленного кукольника, выступившего в качестве консультанта и создателя всех использованных в кадре «игрушек»). 

Весенний по настроению фильм вышел на экраны ближе к осени, и это хорошо: ведь куда приятнее сознавать, что у тебя есть в запасе спасительный «плюс один», чем убеждать себя в отсутствии у природы плохой погоды. 

Елена ЯНКОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Елена Янковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS