«Кто не пользуется властью, у того её отнимают», – комментирует «Бильд» отставку Аннегрет Крамп-Карренбауэр (известной как «фрау АКК») с поста главы ХДС, объявленную в понедельник. Кризис в Тюрингии выплеснулся в федеральную политику, снёс наследницу Меркель и поставил немало вопросов перед немецкой политической системой.
Что же происходит? Известные политики, авторитетные партии с их экспертами и консультантами цепляются за старые политические методички. «Середина», «гражданский центр» – ключевые понятия германской демократии, но электорально они уже из вчерашнего дня. Однородное общество среднего сословия (носитель демократических ценностей «боннской республики» и опора внутриполитической стабильности) съёжилось на берлинском ветру. Да и как иначе, когда политика его партий не подкрепляла, а наоборот, уничтожала сами основы? Нужда в социальном капитализме отпала с концом эпохи конфронтации «восток–запад». Реальный капитализм повернулся к немцам неприглядной стороной. Политика экономии средств, череда кризисов, атака на сбережения граждан для стабилизации евро привели к подъёму левых сил. А нашествие мигрантов, особенно ощутимое с 2015 года, укрепило правых.
Тенденции эти нарастали, то и дело проявляясь на земельных выборах. Но системные партии упрямо твердили о своей принадлежности к «политической середине», отсекая крайности, сглаживая острые углы, уверяя, что демократия – это именно они. А отчаявшийся найти внимание к своим нуждам избиратель перемещался на фланги – к крайностям. И вот – тупик.
Победителями выборов в ландтаг Тюрингии 27 октября 2019-го стали партии флангов – Левая с 31% и право-популистская АдГ с 23,4%. Ни ХДС (21,7%), ни социал-демократы (8,2%) не получили шанса для правительства большинства. Для СДПГ возможным показалось красно-красно-зелёное правительство меньшинства. Для ХДС же невозможным стало всё – на декабрьском съезде 2018 года она сама себе запретила сотрудничество и с левыми, и с правыми. Поэтому на выборах премьер-министра Тюрингии фракция ХДС проголосовала не за умеренного Бодо Рамелова, кандидата от левых и бывшего главу тюрингского правительства, а, вместе с либералами (СвДП) и чисто символически, за их кандидата – Томаса Кеммериха. Тот неожиданно и победил, потому что за него вдруг проголосовала АдГ (Альтернатива для Германии). Участвовать в правительстве, получившем одобрение АдГ, христианские демократы тоже не могли и… Кеммериха вынудили к отставке собственная партия (поговаривают, не без договорённости с ХДС) и общественное мнение.
«Плохой день для германской демократии!» – сказала в связи с этим канцлер Меркель. Между тем, чтобы Тюрингия обрела стабильность, на новых выборах премьер-министра христианским демократам надо бы проголосовать за Бодо Рамелова, а они не могут, у них же решение съезда… Зато за левого Рамелова уже пригрозила проголосовать правая АдГ, обиженная, как выразился её представитель Александр Гауланд, «всем этим театром». Тогда и Рамелову, как Кеммериху, пришлось бы отказаться от поста. Наиболее вероятный сценарий выхода из тупика – роспуск ландтага и новые выборы. Не исключено, впрочем, что на них Левая и АдГ получат ещё больше голосов.
Пока же – отставка главы ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, с подачи которой были приняты решения декабрьского съезда. Видимая причина – потеря контроля над региональными отделениями, не считающими эти решения верными. Партии предстоят дебаты не только о будущей кандидатуре канцлера, но и о политическом направлении.
Видимо, лучший путь для ХДС, других системных партий – вернуть себе свои, отсечённые по ходу соперничества за «середину», «левые» и «правые» крылья, восстановить характерные политические профили и вернуть своего избирателя. Иначе придётся учиться работать с теми партиями флангов, к которым их избиратель откочевал. А пока – демократический тупик.