Один коллега постоянно донимает меня вопросом: а каково было целеполагание власти при принятии того или иного решения или совершения того или иного действия? При этом под целью понимается нечто возвышенное и судьбоносное. Когда же я часто отвечаю, что никакого особого целеполагания не предусматривалось, а имели место соображения совершенно утилитарные, сиюминутные, рефлекторные, коллега называет меня последователем товарища Троцкого. «Демон революции», как известно, любил повторять, что цель – ничто, а движение – всё.
Должен сразу сказать, обвинения коллеги отвергаю как облыжное. Ибо убеждён: и цель важна, и движение к ней.
На днях руководство администрации президента вслед за правительством обнародовало данные о своих доходах и имущество. Так сказать, предъявили свои тылы. Журналисты сие событие оживлённо обсуждали. Удивлялись скромности одних чиновников, живущих, судя по их отчёту, только на зарплату. Изумлялись увлечениям других. Например, в семье сибирского полпреда А. Квашнина оказалось четыре машины – «Фольксваген Туарег», «Судзуки Гран Витара», «Тойота Лэндкрузер», «Лексус-350», а также два квадроцикла, вездеход и автоприцеп… И это опричь бесплатного служебного транспорта. Но тут уместно вспомнить, что полпред в недавнем прошлом военачальник, а потому привык к тому, что есть оружие ближнего боя, а есть средней дальности, есть «земля – воздух», а есть «воздух – воздух». Видимо, и с машинами так. Скажем, рекогносцировку положено проводить на «Лэндкрузере», а в наступление идти на «Лексусе». Ну а вездеход с квадроциклами – для лихого рейда по тылам с запасом продовольствия.
У идеи публикации деклараций о доходах разумное целеполагание – борьба с коррупцией. Цель хоть куда, головокружительная. А вот двинулись к ней, прямо скажем, со скрипом. Чтобы двигаться бодрее и энергичнее, надо хотя бы источники доходов объявлять. И сразу принимать соответствующие меры, если что не так. Потому что декларация без мер – это… всего лишь декларация.
Со следующего года публикация документов станет не желательной, а обязательной. Так что движение есть. Осталось добиться, чтобы оно хоть в какой-то степени вело к упоминавшейся высокой цели, а не в другую сторону. Чтобы не уподобиться «демону революции», которого его увлечение процессом движения и небрежение целью занесло за море-океан с известными печальными последствиями.
Гр-н , практикующий политолог