«Сошествие Святаго Духа, бывшее в определённом месте и в определённый день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, - говорится в заметках известного в Русском Церковном Зарубежье, а теперь и в Отечестве, инока-иконописца Григория (Круга). - Возникшее в определённых условиях, имеющее своё начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут».
Трижды за историю нашего спасения Третья Ипостась Божия - Дух Святый - видимо, слышимо и ощутимо для твари являла Себя «споклоняема и сславима со Отцем и Сыном», - ибо «глаголавшаго Пророки» Духа Свята мир ветхозаветный знал всегда: Он был «во всякой душе чистой, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела» (еп. Иннокентий Херсонский). Дух Святый Божий невидимо пребывал во Святая Святых Иерусалимского храма, - но отошёл, когда Господь «испустил дух» на Кресте; знаком отшествия и предвестником гибели Иерусалима стало грозное знамение: «...завеса в храме [отделяющая Святая Святых - ЮМ] раздралась на-двое, сверху до низу (Матф., 16; 37-38); описание этого события мы находим не только в Евангелиях, но и в талмудическом трактате, где указывается и достаточно точная дата произошедшего – за сорок лет до разрушения храма, т.е., в 30-м году по РХ , в год Распятия.
Нам была дарована Тройческая полнота в Богоявлении (Крещении Господнем) на Иордане; позже Дух Святый озарил апостолов нетварным светом Фаворским в чуде Преображения; и, наконец, «огненныя языки, раздаяше, в соединение всех призва» - в Сионской Горнице на Пятидесятницу
Но самая возможность принятия человеком – даров Святаго Духа - имеет своим истоком встречу Живоначальной Троицы в образе Трёх Странников о праотцем Авраамом- другом Божиим.
"И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли. И сказал: Владыко! если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт., 18,1-3).
Как следует из Писания, к Трём Мужам Друг Божий обратился в единственном числе. Затем Авраам «побежал к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего» (Быт.,18; 7). Однако, - продолжает иной иудейский трактат, «телёнок выскользнул из его рук и скрылся в пещере Махпела [т. е. «двойной. удвоенной» - великой святыне мусульман и иудеев – ЮМ]. Проникнув в пещеру Авраам остановился, поражённый чудным видением: озареныe огнём лампад, в гробнице покоились Адам и Ева, и благоухание исходило от первородной четы. Эту пещеру Авраам избрал местом вечного упокоения для себя и для жены своей Сарры».
Свет Духа Свята, воспринятый праотцем как лампадный, озарил спящих во гробе первосотворенных, - и этот свет до поры предварял неугасающее, покуда пребывали там Иосиф и Мария с Младенцем, - сияние под сводами Рождественского вертепа, затем - ослепительный блеск на вершине Фавора - и, наконец, огни над апостольскими главами в Сионской Горнице.
Дубрава Мамвре находилась на склонах лощины к западу от тогдашнего Хеврона. А Дуб Мамврийский (или иначе Авраамов), под сенью ветвей которого праотец принимал Таинственных Гостей, чудесным образом уцелел и поныне, передав жизнь многочисленным отросткам.
«Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины, - сказано в путевых очерках известного русского путешественника и этнографа А. В. Елисеева (С русскими паломниками по Святой Земле весной 1884 года, СПб, 1885). - Много посохло его, но он всё-таки живёт и, хотя не каждый год, но приносит плоды... . Маститому дубу, по самым старательным моим вычислениям, никак не менее 4-5 000 лет, судя по числу слоёв его третичных и четвертичных ветвей, разрезы коих мне приходилось наблюдать». Добавим, что Александр Васильевич был наблюдателем чрезвычайно въедливым, придирчивым, сугубо подозрительным и крайне недоверчивым. Если б в нём зародилось самомалейшее: чувство того, что какие-нибудь «монахи» пытаются ввести паломников в заблуждение – его гневное перо разнесло бы обманщиков в пух и прах; книга Елисеева буквально переполнена подобными разоблачениями и обличениями, - кстати, не всегда справедливыми.
Христианские авторы XVII ст. упоминают о Дубе Авраамовом в своих «проскинитариях», притом что указуемое ими месторасположение дерева в точности совпадает с теперешним.
Знаменитый игумен Даниил, посетивший Св. Землю при короле Иерусалимском Бoлдуине Первом, рассказывает: "А от Вифлеема на юг лиць Хеврон пещера Сугубая и дуб Мамбрийский. ... Есть же дуб-от у пути на близу, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе высоке. ...И ту стоял шатёр Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб-от не велми высок, кроковат (кроколоват, т.е. раскидист – ЮМ) и част ветми и плод мног на нём есть».
Участок земли, на котором возрос Дуб Мамврийский, был, - вместе с прочими важнейшими участками на Св. Земле, - приобретён в русское владение приснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным) – начальником Русской Духовной Миссии.
Урочище «Хирбет-эн-зибта», на которую предание указывало как на библейскую дубраву Мамвре, принадлежало семейству некоего Ибрагима Шаллуди (или Ш'луди) История покупки Дуба стоит того, чтобы остановиться на ней поподробнее.
Арх. Антонин, тогда ещё сравнительно недавно назначенный начальником Миссии, в очередной раз проявляет свои, внушающие уважительный трепет, качества: деловую хватку, упорство и понимание местного, как теперь выражаются «культурного кода».
Открыто приобретать землю в этих краях допускалось лишь для подданных Оттоманской империи. И вот здесь-то и сыграл свою роль знаменитый некогда миссийский драгоман (толмач, переводчик) Яков Егорович Халеби.
- Яков Егорович украсил мою жизнь, - сказал о нём обыкновенно не склонный к чувствительным восклицаниям о. Антонин Капустин.
«Зимой 1868 года он [Халеби - ЮМ] явился в Хевроне под видом купца из Алеппо. Я. Е. осторожно играя- свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл там довольно долго. Наконец, после длительных и томительных переговоров, комбинаций, предосторожностей, бесчисленных бакшишей, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт.
От очевидцев пришлось слышать о встрече его с отцом Антонином в Ирусалиме. О. архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел ещё снизу фигуру он Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая договором и крича: 'Дуб – русский, дуб - русский!' О. Антонин радостно раскрыл ему свои объятия и расцеловал.» Архимандрит Киприан Керн. О. Антонин Капустин. Белград, 1934).
22 мая 1871 года у Дуба Мамврийского была совершена первая Литургия, и по сегодня, на третий день Пятидесятницы миссийское духовенство совершает Литургии на переносном престоле под деревом — от коего пошли все наши троицкие берёзки.
Большой трёхпрестольный храм во имя св. Праотцев был начат постройкою только в 1907 году, при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове). Завершились работы – только в 1925 году.
«Легко восстановить, как шли Странники,- говорится в путеводителе «Святая Земля» (Париж, 1960). - Скорее всего, они спустились в хевронскую долину с северо-запада, и Авраам, сидевший в полдневный жар в тени своего шатра, увидел их на склоне горы, на которой теперь стоит русский собор и дом для паломников.».
P.S.
Из заметок 1983 года:
Неохватный, бугорчато-корявый ствол Дуба Мамврийского окован железными обручами и зацементирован; но ещё лет двадцать пять тому назад он стал растрескиваться и вдоль и поперёк, на что указывал ещё покойный настоятель Свято-Праотеческого храма о. игумен Игнатий (Ракша); он же поведал автору этих строк о поверии, согласно которому полное увядание древа Авраамова связано с концом земного мiра.
...Ствол разошёлся на несколько ответвлений. Лишь, примерно, четвёртая часть ветвей по-прежнему покрыта темноватыми некрупными листьями. ... Тот, кому посчастливится, получит на память один-два плотных кругловатых жёлудя.
Бережно спрятав их, счастливец осенит себя крестным знамением, глядя на образ Пресвятыя Троицы, прикреплённый к реберчатой мощной коре.