Московский цирк Никулина на Цветном бульваре открыл сезон новой программой
Директор цирка Максим Никулин заверил зрителей, что новая программа «Держава» обязательно понравится им и поддержит праздничное настроение, с которым они сюда приходят.
Представление очень динамично, один номер сменяет другой лишь с небольшой технической паузой, заполняемой, конечно же, клоунскими миниатюрами. Хочется отметить отличную работу клоуна Джеймса Гудвина, который специально приехал из Франции для участия в этом проекте. Все его номера продуманны, интересны и смешны. Особенно запомнилась последняя миниатюра с «волшебным» микрофоном, который то стрелял, то кашлял, то превращался в стетоскоп, «слушавший» стук зрительских сердец: морзянка, бульканье разливаемого напитка, романтическое «Only you». В финале номера появилась даже заводная скрипка, а сам Джеймс покинул арену «самолётиком» – на превратившихся в крылья полах фрака!
Ещё одна отличительная особенность программы – красочные фольклорные костюмы народов, проживающих на территории России. Кажется, традиционный цирковой кордебалет «а ля Фридрихштадт-палас» остался в прошлом.
– Подобных программ в цирке не было давно, – говорит Наталья Маковская, заслуженный деятель искусств РФ, постановщик программы. – Цирк – это же многонациональный мир, и в советские времена спектакли всегда были очень красочными, потому что номера имели свой национальный колорит, свою музыкальную тему.
Так, дрессировщица кошек Анеля Рослякова представила Карелию, Азиз Аскарян с обезьянами разыграл сценку еврейской свадьбы, правда, «жених», не возражавший против смокинга, пытался всё время сорвать в головы кипу. Веселились на «свадьбе» и «цыганка», комично трясущая плечом, и «мексиканский мачо»… Вообще, номера с переодеваниями обезьян всегда пользуются неизменным зрительским успехом. Номер с лошадьми представили джигиты с Кубани под руководством Раисы Шаниной, акробатами на шестах выступили ненцы под руководством Михаила Канакова, в костюме черкеса феноменально жонглировал шарами Сослан Суанов.
Самый эффектный номер с животными – это русская борьба с медведем Юрия Пантелеенко. Причём медведь выступал без намордника! В борьбе с медведем человек побеждает, но надо всё время сохранять игривое настроение. А если бы зверь хоть на мгновение подумал, что это схватка всерьёз?.. Медведь отличается, например, от тигра полной непредсказуемостью. Тигр перед схваткой хоть на минуту напрягается, это можно заметить и как-то среагировать, а вот «добрый» мишка снимает скальп не спеша, «любя». Да, такого не было с восемнадцатого века – номер европейского уровня!
Впрочем, это не единственный номер в программе, заставляющий замирать зрительские сердца. Народная артистка России Мария Осинская показала красивый и опасный эквилибр на канате, сорвав шквал аплодисментов, потому как работала в воздухе без лонжи. Выше понимания для меня, например, прыжок акробата на кресло, расположенное на высоте метров шести, в знаменитом номере «Акробаты на подкидных досках» под руководством заслуженного артиста России Андрея Ковгара.
Вообще, в этой программе задействованы лучшие артисты цирка, почти все – обладатели различных призов и медалей. И 12 премьерных номеров – это много!
– Из каждого номера я попыталась сделать маленькую историю, – отмечает Наталья Маковская. В прошлом хореограф, она удивительно красиво и точно определила расстановку и движения артистов на манеже, представление идёт на одном дыхании, без заминок и пауз.
– Не надо искать в костюмах, танцах и музыке Михаила Экимяна предельно точного этнического соответствия, – считают устроители программы. – Ведь для нас главное было – передать яркий национальный колорит народов, населяющих Россию. Мы попытались сделать программу-праздник.