Сколько ни размышляй о поэзии, всё-таки главное в стихах – настроение. А создаётся оно прежде всего интонационно. Яну Иоаниди, несомненно, удалось создать настроение, и оно ближе всего к пушкинскому «печаль моя светла». Будь то щемящая утрата любви или прощание с собственными иллюзиями, – в стихотворениях автора всегда есть печаль, и всегда есть её преодоление. Но преодоление особенное – не смирение и не бунт, а глубокое понимание порядка вещей, приятие неизменных законов бытия.
Верь, всё живое помнит обо мне.
И дань сполна отдав земной тоске,
Я растворюсь в небесной глубине,
В травинке каждой, в каждом лепестке.
Ян Иоаниди – тонкий лирик с каким-то трепетным, даже нежным отношением к миру. Так относятся к тому, кому необходима помощь, опека, например к ребёнку. Лирический герой автора ничего не требует от мира, не предъявляет ему претензий, не высказывает обид; напротив, он готов защитить его от всяческих бед, от того зла, присутствие которого неизбежно. Авторскому взгляду свойственно и ещё одно редкое качество – способность к искреннему любованию. Любование же в свою очередь рождает подлинную красоту, а не выдуманную красивость:
Я брожу по осеннему парку,
Рассыпая, как листья, слова.
И ложится на лист без помарки
И любви, и печали листва.
Для поэтики Иоаниди важна и этическая составляющая. Но при этом автор вовсе не склонен к морализаторству и дидактике, скорее – к лирическому размышлению:
А тех, кто близок, тех, кто рядом,
Кто сердцем молится о нас,
Благодарим усталым взглядом
И обижаем в тот же час.
Иоаниди, безусловно, традиционалист, его не увлекают формальные эксперименты; взгляд его сосредоточен в основном на содержании, на внутреннем мире лирического героя. Но тем не менее в стихотворениях достаточно много находок: «На сердце – покой госпитальный», «Ворох привычных, славных пустяков», «Лапы елей темны и мокры», «Жизнь, как тройку, загонял кнутом»…
Главная же тема в стихотворениях Яна Иоаниди – любовь: к женщине, к ребёнку, к своей Родине. И именно присутствующее в строках чувство создаёт ту теплоту, проникновенность, которая свойственна творчеству автора в целом:
Теперь гляжу на всё я строже
И никуда не тороплюсь.
И мне с годами всё дороже
Простая, искренняя Русь.
Елена ЖУКОВА
Сколько ни размышляй о поэзии, всё-таки главное в стихах – настроение. А создаётся оно прежде всего интонационно. Яну Иоаниди, несомненно, удалось создать настроение, и оно ближе всего к пушкинскому «печаль моя светла». Будь то щемящая утрата любви или прощание с собственными иллюзиями, – в стихотворениях автора всегда есть печаль, и всегда есть её преодоление. Но преодоление особенное – не смирение и не бунт, а глубокое понимание порядка вещей, приятие неизменных законов бытия.
Верь, всё живое помнит обо мне.
И дань сполна отдав земной тоске,
Я растворюсь в небесной глубине,
В травинке каждой, в каждом лепестке.
Ян Иоаниди – тонкий лирик с каким-то трепетным, даже нежным отношением к миру. Так относятся к тому, кому необходима помощь, опека, например к ребёнку. Лирический герой автора ничего не требует от мира, не предъявляет ему претензий, не высказывает обид; напротив, он готов защитить его от всяческих бед, от того зла, присутствие которого неизбежно. Авторскому взгляду свойственно и ещё одно редкое качество – способность к искреннему любованию. Любование же в свою очередь рождает подлинную красоту, а не выдуманную красивость:
Я брожу по осеннему парку,
Рассыпая, как листья, слова.
И ложится на лист без помарки
И любви, и печали листва.
Для поэтики Иоаниди важна и этическая составляющая. Но при этом автор вовсе не склонен к морализаторству и дидактике, скорее – к лирическому размышлению:
А тех, кто близок, тех, кто рядом,
Кто сердцем молится о нас,
Благодарим усталым взглядом
И обижаем в тот же час.
Иоаниди, безусловно, традиционалист, его не увлекают формальные эксперименты; взгляд его сосредоточен в основном на содержании, на внутреннем мире лирического героя. Но тем не менее в стихотворениях достаточно много находок: «На сердце – покой госпитальный», «Ворох привычных, славных пустяков», «Лапы елей темны и мокры», «Жизнь, как тройку, загонял кнутом»…
Главная же тема в стихотворениях Яна Иоаниди – любовь: к женщине, к ребёнку, к своей Родине. И именно присутствующее в строках чувство создаёт ту теплоту, проникновенность, которая свойственна творчеству автора в целом:
Теперь гляжу на всё я строже
И никуда не тороплюсь.
И мне с годами всё дороже
Простая, искренняя Русь.
Елена ЖУКОВА
ОСЕННЯЯ ЭЛЕГИЯ
За окном на заре еле слышно вздыхают берёзы.Тихо скрипнет калитка – но это лишь ветер-бродяга.
На стекле, словно бисер, – небесные чистые слёзы.
Ни привета, ни отклика, ни путеводного знака.
Продырявилась туча – портной загулял до рассвета.
Здравствуй, осень-цыганка, присядь у стола, погадай мне,
Погадай на ладони – что ждёт нас. Совсем незаметно
Улетучилось лето. На сердце – покой госпитальный.
Отзвучали в груди исцелявшие душу напевы,
Затаилась природа, и даль затерялась в тумане.
Радость прежняя, молодость, песня неспетая – где вы?
Или вправду подходит глухая пора расставаний…
НЕ ОТПУСКАЙ
Держи, держи мою ладонь, не отпускай.Смотри в глаза мои, смотри – в них гаснет свет,
И в чёрной синеве за жизни край
Уходят облака земных примет.
Душа моя – роднее нет души!
Целуй глаза мои, солёные от слёз,
Мою ладонь не отпускай, держи,
Уж тронул сердце вечности мороз.
Верь, всё живое помнит обо мне.
И, дань сполна отдав земной тоске,
Я растворюсь в небесной глубине,
В травинке каждой, в каждом лепестке.
Увидишь стаю лебедей – там где-то я,
Услышишь клики журавлей – там тоже я,
И если дождь в окно стучит, то это я…
И в песне голос мой звучит, любовь моя!
МЕТАМОРФОЗА
Я полюбил свою жену –Звучит почти как анекдот:
Десятый год я с ней живу,
Переходя невзгоды вброд.
И вот однажды, в ночь одну,
Проснувшись, ощутил вполне:
Я полюбил свою жену,
Во сне прильнувшую ко мне!
И вдруг почувствовал всей кожей,
Что нет мне женщины дороже,
Что наша жизнь – стихи, не проза.
Такая вот метаморфоза!
***
Мы просим ангелов у неба,
Но ангелы живут средь нас.
Мы жаждем славы пуще хлеба,
Чтоб стать известными на час.
А тех, кто близок, тех, кто рядом,
Кто сердцем молится о нас,
Благодарим усталым взглядом
И обижаем в тот же час.
И лишь когда пурга засвищет
Да непогода задурит,
Вдруг совесть раненая слышит,
Как плачут ангелы навзрыд.
Величие любви друг к другу
Не принижай и не спеши
Стыдливо прятать в дальний угол
Небесную черту души.
Как искупительная треба,
Любовь сквозит в сиянье глаз…
Мы просим ангелов у неба,
А ходят ангелы средь нас.
***
В жизнь мою ворвалась без спроса –
Задержаться в ней не посмела.
На высоком бокале – розой
След от губ ярко-красных, спелых.
И тепло молодого тела
Помнят складки постели смятой…
Поздний вечер в окне затеял
Снегопада балет бесплатный.
Удалялись со звонким хрустом
Каблучки по замёрзшим лужам…
Как на улицах было пусто!
Как она торопилась к мужу!
СКОРЫЙ «АДЛЕР – МОСКВА»
Одинокий перрон,Мимо мчат поезда,
И звенят им вдогон
Надо мной провода.
Жёлтой лентой бегут
Вереницы окон…
Чемоданный уют
Вам, конечно, знаком.
Станет тесно в груди,
Лишь заслышу слова:
– По седьмому пути
Скорый «Адлер – Москва».
Наш курортный роман,
Как обратный билет,
Не положишь в карман
Ускользающих лет.
Но прошу об одном:
Наяву, и во сне,
И теперь, и потом
Вспоминай обо мне…
Вот опять словно сон –
Скорый «Адлер – Москва»!
Одинокий перрон
Заметает листва.
Но всё кажется мне
Под колёс перестук:
В промелькнувшем окне
Ты появишься вдруг…
***
Я буду жить, я знаю, буду жить
Дыханьем ветра, синевою неба.
В твоей душе всегда я буду жить,
Мне это прошептала наша верба.
Я буду жить весенним ручейком,
Лучом рассветным на твоём окне.
В твоих надеждах буду жить тайком –
Так наше солнце обещало мне.
Мы все уйдём, но даже и потом
Я буду рядом и останусь прав.
Я жизнь, как тройку, загонял кнутом
И не менял коней у переправ.
Я буду жить на небе и в реке,
В той красоте, которой дорожил,
И, может быть, в единственной строке,
Которую пока что не сложил.