Антология русской поэзии. Поэмы. В 2 т. / Отв. сост. М.И. Синельников. – М.: ООО «ИТДГК «Гнозис», ООО «Ладомир», 2019. – Т. 1. – 800 с. – 1000 экз.
Антология русской поэзии. Поэмы. В 2 т. / Отв. сост. М.И. Синельников. – М.: ООО «ИТДГК «Гнозис», ООО «Ладомир», 2019. – Т. 2. – 816 с. – 1000 экз.
Два тома «Антологии русской поэзии» – начало проекта одноимённого десятитомника. Они объединили наиболее значительные русские поэмы, написанные в период с XVIII по XX век. Проект реализуется при поддержке предпринимателя, мецената и общественного деятеля Алишера Усманова и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В предисловии ответственный составитель Михаил Синельников назвал «небывалое доселе предприятие создания в рамках Антологии русской поэзии автономной антологии русской поэмы» дерзким и спорным экспериментом.
Член Экспертного совета поэт Евгений Рейн отметил: «Первая антология русской поэмы за три прошедших столетия, составленная Михаилом Синельниковым, представляется мне первым и очень важным собранием отечественной эпики. Весьма ценно то, что в основание отбора легли мысли не только литературные, связанные со сменами эпох от барокко к классицизму и далее – к романтизму, реализму, но и параллели, связанные с историей России в её основных узловых периодах».
Антология действительно уникальна, так как в неё вошли поэмы более ста авторов. Помимо литературных произведений каждый том включает биографии авторов и подробные комментарии. Отдельно стоит сказать об оформлении книг. Читатель найдёт в них фрагменты старинных гравюр, литографий, картины известных художников. Перелистываешь страницы – и с головой погружаешься в эпоху.
Первый том состоит из поэм, созданных в XVIII–XIX веках. Книга открывается «Тилемахидой» Тредиаковского и заканчивается поэмой «Три свидания» Владимира Соловьёва. Наряду с хрестоматийными поэмами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова читатель найдёт в антологии, например, поэму Василия Пушкина «Опасный сосед», впервые напечатанную в России в 1913 году. Она «повлияла и на творчество гениального племянника Василия Львовича», – говорится в справке, предваряющей поэму. Среди поэтов XVIII века – Ломоносов, Сумароков, Майков, Херасков. А ещё – Богданович и его «Душенька» – древняя повесть в вольных стихах:
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ли где сидишь у шалаша,
Во всех ты чудо света,
Во всех являешься прекрасным божеством,
И только ты одна прекраснее портрета.
Большой интерес представляет обширная биографическая справка, посвящённая Семёну Боброву. Она начинается такими словами: «Поэт необычный, ни на кого из своих современников не похожий, Бобров был из немногих тогда знатоков и поклонников английской поэзии. В 1800-х гг. он почитался поэтом, который «отворяет новую дверь в российскую словесность». Далее сообщается, что непримиримым оппонентом Семёна Боброва в поэзии был Константин Батюшков, а Гаврила Державин и Иван Крылов, напротив, восхищались его поэмой «Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонисе. Лирико-эпическое песнотворение». Впоследствии автор «превратил Тавриду в Херсониду», именно под этим названием она публикуется в первом томе «Антологии русской поэзии»:
Се Херсонис благословенной!
Что ныне он? – что древле был?
Он некий малый мир в вселенной,
Над коим некогда парил
Твой дух, – сей вождь небесных сил,
Когда он, яко плод зачатой,
Во мраке первобытных дней
Зрел в бездне чёрных вод чреватой;
Когда Любовь, – всех жизнь вещей, –
На крыльях голубя летала
Над нежною его пленой
И в тихом чреве согревала
Животворящей теплотой.
Сложность работы с эпическим жанром состоит в том, что поэмы громоздки, поэтому включить в книгу возможно далеко не всё. По словам Михаила Синельникова, «в антологии, как на кладбище, каждому отведено три аршина земли». Во втором томе под одним переплётом собраны «как произведения поэтов Серебряного века, ставшие его итогом и постскриптумом к нему, так и лучшие послереволюционные поэмы, созданные в России и в эмиграции». В него вошли поэмы Александра Блока, Николая Клюева, Велимира Хлебникова, Николая Гумилёва, Петра Орешина, Анны Ахматовой, Николая Асеева, Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Читатель познакомится с «Авророй» Георгия Маслова, «Улялаевщиной» Ильи Славинского, поэмами Николая Заболоцкого, Леонида Мартынова, Дмитрия Кедрина, Арсения Тарковского, Иосифа Бродского, Юрия Кузнецова, Эдуарда Лимонова. В этом томе обнаруживаем, в частности, поэму Владимира Луговского «Алайский рынок», написанную им в Ташкенте. Этой поэмой на страницах «ЛГ» восхищался писатель Валерий Попов. В биографической справке говорится: «Молодой Луговской был надеждой конструктивистского сообщества, но вскоре ему пришлось вступить в РАПП и врастать в ортодоксальную советскую литературу… Он участвовал в поездках писательских бригад по Кавказу и Средней Азии. Создавал свои замечательные книги, следуя Киплингу и опровергая его». В поэме «Алайский рынок» Луговской провозгласил свою «полную и абсолютную свободу от всех и всяческих социальных установок и задач, растворение в окружающем его пёстром мире».
Какое счастье на Алайском рынке,
Когда шумят и плещут тополя!
Чужая жизнь – она всегда счастлива,
Чужая жизнь – она всегда случайность.
А мне бы только в кепке отсыревшей
Качаться, прислонившись у стены.
Хозяйка варит вермишель в кастрюле,
Хозяин наливается зубровкой,
А деточки ложатся по углам.
Идти домой? Не знаю вовсе дома…
Оделись грязью башмаки сырые.
Во мне, как балерина, пляшет злоба,
Проводит ручкой, кружит пируэты.
Холодными, бесстыдными глазами
Смотрю на всё, подтягивая пояс.
Эх, сосчитаться бы со всеми вами!..
Да силы нет и нетерпенья нет,
Лишь остаются сжатыми колени,
Поджатый рот, закушенные губы,
Зияющие зубы, на которых,
Как сон, лежит вечерняя звезда.
В заключение хотелось бы привести слова Евгения Рейна, три поэмы которого также вошли в антологию: «Издание двухтомника является не только первым полным академическим собранием русской поэмы, оно станет настольной книгой (точнее, книгами) для поэтов, литераторов, стиховедов, филологов, славистов всего мира, послужит и практическим, и теоретическим исследованиям отечественной литературы».