Впервые попал я в Крым задолго до знаменитой Крымской весны. Был зван на конференцию, посвящённую сохранению русского языка и отечественной культуры. Киев тогда не украинизировал Крым жёстко, да и особо развитием полуострова не занимался. Держал на коротком поводке.
Меня поразили две вещи. Крайне убитая инфраструктура: разбитые дороги, потрёпанные гостиницы, низкий сервис. И некий горький осадок в сознании крымчан, оставшийся ещё с 1954 года, с времён передачи Крымской области из РСФСР в состав Украинской ССР. Воспринимался этот шаг как некий абсурд, поэтому начиная с перестройки крымчане стали говорить на эту тему открыто и настойчиво, призывая Москву исправить историческую несправедливость. Москва эту боль крымчан тогда упорно не замечала.
Ну а потом был знаменитый референдум. Вместе с членом Общественной палаты России муфтием Альбиром Кргановым мы наблюдали за процессом в Симферополе и Бахчисарайском районе. И если в столице региона мы видели длинные очереди на избирательных участках, то в районе действовали радикалы, распространяя листовки, которые запугивали новой депортацией и призывали бойкотировать референдум. Предпринималась и попытка организовать протестное шествие к избиркому. А вечером, когда на центральной площади Симферополя огласили предварительные результаты, впервые в жизни увидел такое массовое ликование. Это было действительно выстраданное событие.
С тех пор тесно сотрудничаю с общественниками Крыма и Севастополя. Вместе с электоральными экспертами региона ведём мониторинг избирательных процессов. Отмечу, что за все эти годы крымчане не разочаровались в своём выборе, продолжают проявлять активность при голосовании. Пока пишу эти строки, посмотрел предварительные итоги выборов президента по Крыму: явка более 85 процентов, за В. Путина – более 93 процентов голосов. Да, есть очевидные проблемы. И цены растут, и примеры злоупотреблений местных чиновников имеются, и Украина грозит реваншем. Но позитивных перемен больше, и они имеют решающее значение. Километры современных дорог, новые жилые массивы, открываются медучреждения и школы, решены проблемы водо- и энергоснабжения. Главное – нет у жителей ощущения второсортности и брошенности.
Показательно, что более 200 семей переехали в Крым из сытой и демократичной Германии за эти 10 лет. Строят дома на этой благодатной земле, разворачивают бизнес. Более 60 миллионов туристов отдохнули на побережье. Иностранцы более чем из 130 стран побывали здесь. Признаков военной диктатуры не обнаружили.
Все эти годы вокруг Крыма крутилось немало фейков. Мол, произвол властей, дискриминация нацменьшинств.
И вот важная точка. Международный суд ООН отклонил практически все обвинения Украины в якобы причастности России к целенаправленным «убийствам» и «похищениям» крымских татар и украинцев в Крыму. Не сочтены обоснованными и обвинения Украины в якобы ущемлении прав крымских татар и украинцев на доступ к национальным СМИ, на собрания и митинги, а также на сохранение объектов культурного наследия. Реставрация Ханского дворца в Бахчисарае оказалась вовсе не «катастрофой», как это преподносил Киев, а необходимой мерой по устранению последствий халатности прежних властей, которые довели этот памятник истории и культуры до полуразрушенного состояния. Международный суд признал, что жители Крыма имеют доступ к образованию на крымско-татарском и украинском языках.
Развитие полуострова продолжается. Крымчане выбрали своё будущее.