Нина Пушкова в своём романе «Богиня победы» с блеском продемонстрировала как можно роман сюжетный, увлекательный, с явным детективным уклоном возвысить до жанра серьёзной художественной прозы, никому в этом жанре не уступив.
Надо сказать, что с сюжетом сейчас в нашей литературе не всё так хорошо, как может на первый взгляд показаться. Очень многие авторы путают простое перемещение персонажей в некой придуманной автором композиционной схеме с настоящим сюжетом, когда каждый поступок героев точно замотивирован и обязательно что-то добавляет к характерам. Сюжет у Нины Пушковой, несмотря на всю его внешнюю авантюрность, не переходит определённой границы, сохраняясь в рамках всех драматургических законов, и существует как часть большого творческого инструментария автора.
Каковы основные особенности этого инструментария?
Первое, что я хотел бы выделить, – это ставка на предельную искренность. Расстояние от авторского восприятия мира до смысловой интонации романа почти нивелировано, все несправедливости мира автор принимает на себя, в тексте нет ни грамма эстетской отстранённости от событий, но есть искренняя заинтересованность в том, чтобы зло не торжествовало. И это не просто черта, характеризующая автора, это возможность отнести роман к достижениям литературы гуманистической, что в наше время как никогда важно.
Второе, и во многом определяющее, в том, что Нина Пушкова очень тонко чувствует время, которое описывает. Понятно, что всякий писатель к этому стремится. Но действие романа происходит в 90-е, а это время, несмотря на его сравнительную хронологическую близость, мифологизировано в медийном сознании почти до неузнаваемости. Пушкова не оценивает тот сложный период, а восстанавливает его во в всех деталях, показывая, как оно уродовало многих людей и сколько сил требовалось достойным, чтобы противостоять натиску философии наживы, подлости, криминального беспредела.
И третье, что не может оставить читателя равнодушным, это полифоничность всего корпуса текста. Помимо основной интриги, связанной с судьбой главной героини и с головокружительными обстоятельствами её жизни в романе, которые в итоге уводят в её прошлое, развиваются несколько других линий. Здесь и блистательно выверенная обаятельная топография: Москва, Кисловодск, Брюссель, Сингапур, Лондон, и судьбы наших людей за границей, и все коллизии жизни отца героини, о существовании которого узнаём лишь в самом конце романа, и бандитская Москва во всём циничном оскале того времени. Всё это создаёт законченную мозаику, где каждый фрагмент на своём месте и каждая цветовая линия доведена до логического завершения.
Что касается стиля книги, то он в чём-то прост, а в чём-то неуловимо сложен. Пушкова очень хорошо знает, чем отличается в искусстве понятие «нормы» и понятие «меры». Она не пытается упростить свой язык, сделать его среднестатистическим, но при этом выбирает именно ту синтаксическую и словообразовательную меру, благодаря которой её текст будет воспринят читателями с возможностью наибольшего проникновения в авторский замысел.
Понятно, что всякий романист пытается создать образ главных героев ёмко и привлекательно. У кого-то получается, у кого-то нет. У Нины Пушковой получилось. Её Ника – такая живая, такая цельная, порывистая, положительная, но при этом далеко не наивная, способная страдания воспринимать как очищение, а не как повод озлобиться и осквернить собственную чистоту. Привлекает то, что в ней нет ни капли дидактичности, а только постоянные попытки понять мир и этим пониманием преодолеть морок тяжёлых обид.
Несомненной удачей романа является сюжетная идея с бриллиантами, которые случайно оказались у героини романа Ники и за которыми охотятся бандиты всех мастей. Помимо с большой детективной лихостью описанного преследования героини тут ещё весьма очевидна и моральная подоплёка: не всё то приносит счастье, что имеет материальную цену; человеческое счастье строится на других ценностях – духовных, и никто и никогда ни в какие времена не должен об этом забывать. Уверен, читатели получат от романа большое удовлетворение, увидят новый образ Нины Пушковой, проникнутся его глубиной, откроют неожиданные грани таланта автора и будут с нетерпением ждать продолжения, которое, несомненно, напрашивается.