Нижегородский край большой, а лучшая семья в ней одна – Власовых из Городца. Достойно и без особых трудностей выиграли они у 250 коллективных участников недавний областной конкурс «Нижегородская семья – 2010». И получили губернаторскую премию в 100 тысяч рублей – «За социально-активную позицию в общественной жизни, за воспитание детей достойными гражданами страны, за сохранение лучших семейных традиций». Осталось Власовым покорить российский и мировой семейные олимпы, если таковые возникнут.
– Для того мужик и создан Богом, чтобы семейство образовать и заботиться о нём денно и нощно. А как ещё основу мироздания крепить? Только собственной фамилией. Мы, Власовы, род простой – мастеровые люди, но ни за один прожитый день нам не стыдно, – говорит глава семьи Александр и показывает «родословную»: деревянную тарелку, украшенную городецкой росписью, с шестью стилизованными рамками по полю. В одной – дед, в другой – батя, в третьей он сам – плотницкая династия. А рядом – они же с жёнами своими.
Это, так сказать, родственники. А собственно семейство Власовых состоит из Александра, его супруги Татьяны и детей (по старшинству): Анны, Ирины, Юрия и четырёхлетнего Илюши. Дом ещё имеется. Высокий, просторный, двухэтажный, собственными руками выстроенный. В прямом причём смысле.
Принялись как-то с женой на бумаге рисовать: вход сделаем здесь, окна пусть будут большие, двор крытый, туалетов нужно два, в гостиной камин поставим и кинотеатр. А швейную мастерскую куда? Правильно – в каморку под лестницей, а всего комнат пусть будет восемь-девять… Потом надели супруги спецовки и начали претворять мечту в действительность. В свободное от его работы и её домашних хлопот время.
От заливки фундамента до вкручивания лампочек – всё сами. И никакого разделения на обязанности женские или мужские. Фигурную лестницу на второй этаж, например, пилила, строгала, шкурила и лачила Татьяна. Женщина она хоть и хрупкая, но знает, как рубанком пользоваться.
Власовы вообще очень много работают. Труд – их жизнь, от восхода до заката. Вот и время нашей встречи Александр назначил после семи вечера. А когда раньше? После суточного дежурства (старший лейтенант милиции служит инспектором в медвытрезвителе) – в магазин за краской для матери. Завёз – и домой, завтракать. Трапезничать Власовы стараются вместе. За утренним столом обсуждаются дела на день. Затем глава седлает велосипед и… Где-то паркет выправить и лаком покрыть, кому-то кладку кирпичную сложить, матери ванну установить и еврорамы вставить. Едва-едва к вечеру справишься.
– А как иначе? Семью ведь содержать нужно. Зарплата у меня 12 тысяч, а в одну неделю пять тысяч только на еду уходит. Поэтому приходится калымить. Печки людям кладу, всякую плотницкую работу делаю. Но предпочитаю объёмные заказы брать, чтобы не суетиться. Половину дел по дому добирает жена. Она такая мастерица! Всё может: и костюм сшить, и фильм смонтировать, и чайник починить, и цветы посадить. Гостевой домик видели? Мебель, интерьер – её руки смастерили. Теперь вот наличники на окна вырезает. Электролобзиком.
Мы сидим с Александром Власовым на просторной кухне, за круглым самодельным столом. Во дворе дети с мамой распаковывают огромный надувной бассейн, купленный на губернаторскую премию.
– Справятся? – беспокоюсь.
– Конечно.
Скоро к нам присоединяется Татьяна. Достаёт из холодильника ореховый торт – Ира испекла, – блюдо домашней клубники, наливает чай.
– А дети?
– Воду в бассейн наберут и прибегут. Торт полдня всех дожидается!
– Татьяна, вы о такой семье мечтали в молодости?
– О такой не такой, но одно знала твёрдо: семья будет полной. В моём роду так сложилось, что женщины сами детей растили. Конечно, мама с бабушкой меня хорошо воспитали, но я понимала: в семье мужчина необходим. Как начало всего – силы, порядка, разума. Но при этом чтобы в доме обязательно царили мир и дружба. Чтобы маленький человек с рождения ощущал защиту обоих родителей, на их примере учился любви и уважительным отношениям.
У нас с Сашей всё сложилось правильно, слава богу. Три года мы друг к другу присматривались, год жили вместе, только потом поженились. Когда убедились, что именно мы и есть половинки одного целого. Мы соблюдаем семейные принципы: не тянуть одеяло на себя, никогда не ссориться при детях, слово отца – закон, застолья – только вместе, у каждого в доме – своё занятие.
– Когда при таком плотном хозяйственном графике вы успеваете заниматься ещё и другими делами? Кто в Городце не знает артистов детского театра моды, которым мама на каждый показ шьёт оригинальную коллекцию одежды – от бальной до фольклора. Вы активные участники семейных конкурсов, внимательные родители. Даже овчарка не оставлена без присмотра – уровень дрессировки позволяет ей участвовать в соревнованиях российского масштаба. Неужто не устаёте?
– Устаём, не без этого. Но удовлетворение от результатов сильнее любой усталости. Что делать, если в жизни так много интересного и важного? Та же собака. Зачем завели? Чтобы дети учились любить и ухаживать за животными. Чтобы Ирине аллергию на шерсть вылечить. А то, что Аня попутно увлеклась профессиональной дрессировкой, – прекрасно! Театр же развивает вкус, привычку к прекрасному. Конкурсы учат общению. Да, мы активны, многим увлечены и очень заняты. Так сложилось, и нам это нравится. Папа – он вообще без работы усидеть не может, хотя телевизор тоже любит по ночам посмотреть.
– Ещё я поесть вкусно люблю, – смеётся папа.
– Какая усталость, если всё это объединяет семью! Мы всегда вместе, проблемы решаем сообща, отдыхаем дружно.
– Если ваших детей оставить один на один с сегодняшней действительностью, вам будет за них страшно?
– В каждом нашем ребёнке есть нравственный стержень, который поможет им определить – что хорошо, а что плохо. Рамки, за которые выходить не рекомендуется, мы показали им уже в шесть лет.
– Маленький ребёнок способен это понять?
– Абсолютно. Он даже способен сам установить для себя эти рамки. Мир вокруг, конечно, очень неблагополучен. Нам многое не нравится. ЕГЭ, например. Качество образования вообще оставляет желать лучшего. Учат всему и ничему в итоге. Я весь район объездила, чтобы найти для Юры подходящую школу. Знаете, где отыскала? В селе Смольки. Неближний свет, учитывая, что нет своей машины. Зато там старые учителя и дают они такие знания, что их троечник на госэкзамене по русскому языку легко получает 78 баллов.
Но в принципе детей мы отпустим в большой мир безбоязненно. Мы зачем их рожали? Для светлого будущего. Значит, оно у них непременно будет.
, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ