Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2024 г.
  4. № 47 (6961) (27.11.2024)
Культура

Дети Дон-Кихота

Парад учеников и гимн Учителю

01 декабря 2024
Семен Спивак со своими учениками

Двухнедельный марафон фестиваля, приуроченного к 30-летию мастерской Семена Спивака – худрука Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, завершился триумфальным аккордом. На сцене «молодежки» собрались почти все, кто в разные годы учился в Российском государственном институте сценических искусств у одного мастера. Пять выпусков – пять поколений: один стиль. Ректор РГИСИ Наталья Пахомова, поднявшаяся на сцену в сопровождении председателя Петербургского отделения СТД Сергей Паршина, сказав, что за прошедшие тридцать лет руководимый ею вуз несколько раз менял названия, но питомцев уважаемого всеми профессора факультета актерского мастерства и режиссуры неизменно называли «спиваками», понадеялась, что «неизменному» быть и впредь. На детски-удивленный взгляд самого Спивака, явно помышлявшего об окончании педагогической карьеры, народный артист Паршин широко развел руки в стороны, пояснив кратко: знак качества.

Ректор РГИСИ Наталья Пахомова, профессор РГИСИ Семен Спивак, председатель Санкт-Петербургского отделения СТД РФ Сергей Паршин

Спивак окончил ЛГИТМиК (теперь – РГИСИ) в 1979 году, Молодежный театр возглавил спустя десять лет, первый актерско-режиссерский курс набрал в стенах института на Моховой в 1994-м. На закономерный вопрос, почему решил уплотнить свое время в студенческих классах (кажется логичным: дабы пополнять выпускниками труппу театра), отвечает неожиданно, пеняя на тогдашний свой возраст – польстило, когда позвали. Но и добавляет, что, усевшись на школьную скамью вместе с новобранцами – чтобы учить не только их, но и учиться самому, довольно скоро ощутил все преимущества жизни многодетной семьи: умножилось не только время – распахнулся целый мир. Театром-домом и театром-семьей вскоре начали именовать сначала Историческую, а затем и Большую сцены в Измайловском саду Петербурга. Повсюду театральные дома рушились, актерско-режиссерские «семьи» распадались, у Спивака и «спиваков» – крепли и разрастались новыми поколениями. «Фонтанка» стала базой для студентов РГИСИ, большинство из его выпускников по окончании факультета принимались сюда не нахлебниками, а равноправными домочадцами – под догляд старейшин и за общий стол. Чувства всеобщего родства и непоказной приязни к устоям дома поражают и сегодня, когда примеров подобному почти не осталось. Они, «спиваки», берегут как зеницу ока семейный уклад.

Собственно, первый же явленный «юбилейному» залу художественный образ – знакомый, узнаваемый и даже в чем-то тривиальный (под музыку, титры, надписи на экран выводятся создаваемые с помощью речного песка рисунки и изображения) – оказался неожиданно точным и многомерным (художник Вера Лекомцева). Кому, как не театральному люду, включая зрителей, чувствовать быстротечность времени (да, выходившие на сцену студиозы-«спиваки» со временем изменились, повзрослели, как и их персонажи), но не в одном этом дело. Сметаемые и заново наносимые на стекло изображения говорили и о зыбкости самой профессии, зависимой от обстоятельств этого самого времени, равно как и от множества другого. От постоянного ученичества, непрерываемых поисков совершенства в репетициях, вынашивания и рождения роли, а значит, и темы диалога с публикой. По грамоте тут двояко: есть четкие правила и нет их, каждый раз – заново. Спивак приучил свое «племя» жить и работать ответственно, не изменяя при этом свободе творчества и духу созидания.

Первый набор мастерской

Все без исключения дипломные спектакли выпускников Семена Спивака рождались в театре. Не менее уникально, что ни один из них за тридцать лет не выпал из репертуара «молодежки» и не только не «просел» или «обносился», а напротив, обрел с возрастом терпкий и изысканный вкус – как хорошее вино. За две ноябрьские недели сыграли все и по порядку: «Крики из Одессы» по пьесе Исаака Бабеля «Закат» (выпуск 1999 года), «Метро» по сценарию Николаса Баера и «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова (выпуск 2009 года), «Идиота. 2012» по роману Федора Достоевского (выпуск 2014 года), «Обыкновенных чудиков» по рассказам Василия Шукшина и «Игру в Шекспира. Гамлет» (выпуск 2019 года), «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова (выпуск 2024 года); устроили пять встреч со зрителями и друг с другом, развернули в фойе Большой сцены и Измайловском саду две фотовыставки. Венцом, но не итогом – юбилейный вечер: парад учеников и гимн Учителю. Рассказывают, что в историю театра теперь можно вписать имена зрителей, не пропустивших ни одного события из фестивальной программы. Не удивили: раньше дружили семьями, и семьями – большими. А зрительской семье Театра на Фонтанке только завидовать.

Профессионалы знают, что на сходе двух веков – XIX и XX-го – понятия «амплуа» начали подвергать остракизму и (по Станиславскому, «Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста должен быть артистом» etc.), алкали многожанровой универсальности актера, но негласных правил набора абитуриентов на курс не меняли. Не меняют и сейчас: набирают по списку действующих лиц и соответствующих им амплуа пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума» – тогда на курсе расходится по ролям и складывается по индивидуальностям любая пьеса. Так, да не так – показал юбилейный вечер – у Спивака: и Гамлет, и статист, и Чацкий с Молчалиным, и Софья с Лизанькой, в перспективе – универсальный артист. Все – на виду, настоящая коллекция, собранная за три десятка лет. Скажем, Роман Агеев, восхитивший на вечере своими пластическими этюдами, поступая в 1994-м, возможно, особых надежд не подавал. Кого играть – разве буфетчика Петрушку по «списку» Грибоедова. Мэтры в приемной комиссии мялись, Спивак настоял взять. Выпускал Агеева с ролью Менделя Крика («Крики из Одессы») – те же мэтры ахнули, как хорошо! Воспитал в нем и «Петрушку», и Отелло (блестяще сыграл!), и певца-плясуна, и лирика, и трагика. Или – Регина Щукина: как увидел мастер в ней, выпускнице Ленинградского топографического техникума, будущую Жанну д’Арк в пьесе Жана Ануя «Жаворонок» или Наташу из чеховских «Трех сестер» (тут и разница – поперек возможного амплуа!): наверняка, дальше одной из княжон Тугоуховских фантазий ни у кого тогда не вызвала, теперь – всемогущая актриса. Как и Анна Геллер – настоящая героиня, Константин Дунаевский – музыкантского слуха артист, Алиса Варова, способная на высокую трагедию и откровенный гротеск… Называешь одних и тут же перед глазами возникает ансамбль – своего рода групповая фотография или – скопление звезд в галактике Спивака.

Второй набор мастерской

Через «живые» семейные фото, связав части вечера (числом – 5) в изысканный, с пением и танцами, этюдами и номерами рассказ, провела историю «спиваков» его ученица (второй выпуск) Наталия Третьякова, актриса и режиссер. С редким вкусом, отточенным постановочным мастерством, элегантным конферансом в дуэте с ярким и харизматичным Сергеем Яценюком.

Когда-то, анонсируя премьеру спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дон-Кихот», Семен Яковлевич сказал: «Сервантес, мне кажется, колоссально угадал наш внутренний разлад между прозаическим, взрослым существованием и желанием играть, выдумывать, фантазировать, поскольку ребенок, который в нас жил в детстве, никуда не делся, он лишь куда-то нами спрятан, посажен под огромный замок». Вот они, «спиваки», и показали, как надо фантазировать, выдумывать и играть. Научились, не закрылись в себе, выросли настоящими поэтами. Совсем, как их учитель.

Санкт-Петербург – Москва

Автор фото Юлия Кудряшова

Финальный танец
Обсудить в группе Telegram

Сергей Коробков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS