Двухнедельный марафон фестиваля, приуроченного к 30-летию мастерской Семена Спивака – худрука Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, завершился триумфальным аккордом. На сцене «молодежки» собрались почти все, кто в разные годы учился в Российском государственном институте сценических искусств у одного мастера. Пять выпусков – пять поколений: один стиль. Ректор РГИСИ Наталья Пахомова, поднявшаяся на сцену в сопровождении председателя Петербургского отделения СТД Сергей Паршина, сказав, что за прошедшие тридцать лет руководимый ею вуз несколько раз менял названия, но питомцев уважаемого всеми профессора факультета актерского мастерства и режиссуры неизменно называли «спиваками», понадеялась, что «неизменному» быть и впредь. На детски-удивленный взгляд самого Спивака, явно помышлявшего об окончании педагогической карьеры, народный артист Паршин широко развел руки в стороны, пояснив кратко: знак качества.
Спивак окончил ЛГИТМиК (теперь – РГИСИ) в 1979 году, Молодежный театр возглавил спустя десять лет, первый актерско-режиссерский курс набрал в стенах института на Моховой в 1994-м. На закономерный вопрос, почему решил уплотнить свое время в студенческих классах (кажется логичным: дабы пополнять выпускниками труппу театра), отвечает неожиданно, пеняя на тогдашний свой возраст – польстило, когда позвали. Но и добавляет, что, усевшись на школьную скамью вместе с новобранцами – чтобы учить не только их, но и учиться самому, довольно скоро ощутил все преимущества жизни многодетной семьи: умножилось не только время – распахнулся целый мир. Театром-домом и театром-семьей вскоре начали именовать сначала Историческую, а затем и Большую сцены в Измайловском саду Петербурга. Повсюду театральные дома рушились, актерско-режиссерские «семьи» распадались, у Спивака и «спиваков» – крепли и разрастались новыми поколениями. «Фонтанка» стала базой для студентов РГИСИ, большинство из его выпускников по окончании факультета принимались сюда не нахлебниками, а равноправными домочадцами – под догляд старейшин и за общий стол. Чувства всеобщего родства и непоказной приязни к устоям дома поражают и сегодня, когда примеров подобному почти не осталось. Они, «спиваки», берегут как зеницу ока семейный уклад.
Собственно, первый же явленный «юбилейному» залу художественный образ – знакомый, узнаваемый и даже в чем-то тривиальный (под музыку, титры, надписи на экран выводятся создаваемые с помощью речного песка рисунки и изображения) – оказался неожиданно точным и многомерным (художник Вера Лекомцева). Кому, как не театральному люду, включая зрителей, чувствовать быстротечность времени (да, выходившие на сцену студиозы-«спиваки» со временем изменились, повзрослели, как и их персонажи), но не в одном этом дело. Сметаемые и заново наносимые на стекло изображения говорили и о зыбкости самой профессии, зависимой от обстоятельств этого самого времени, равно как и от множества другого. От постоянного ученичества, непрерываемых поисков совершенства в репетициях, вынашивания и рождения роли, а значит, и темы диалога с публикой. По грамоте тут двояко: есть четкие правила и нет их, каждый раз – заново. Спивак приучил свое «племя» жить и работать ответственно, не изменяя при этом свободе творчества и духу созидания.
Все без исключения дипломные спектакли выпускников Семена Спивака рождались в театре. Не менее уникально, что ни один из них за тридцать лет не выпал из репертуара «молодежки» и не только не «просел» или «обносился», а напротив, обрел с возрастом терпкий и изысканный вкус – как хорошее вино. За две ноябрьские недели сыграли все и по порядку: «Крики из Одессы» по пьесе Исаака Бабеля «Закат» (выпуск 1999 года), «Метро» по сценарию Николаса Баера и «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова (выпуск 2009 года), «Идиота. 2012» по роману Федора Достоевского (выпуск 2014 года), «Обыкновенных чудиков» по рассказам Василия Шукшина и «Игру в Шекспира. Гамлет» (выпуск 2019 года), «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова (выпуск 2024 года); устроили пять встреч со зрителями и друг с другом, развернули в фойе Большой сцены и Измайловском саду две фотовыставки. Венцом, но не итогом – юбилейный вечер: парад учеников и гимн Учителю. Рассказывают, что в историю театра теперь можно вписать имена зрителей, не пропустивших ни одного события из фестивальной программы. Не удивили: раньше дружили семьями, и семьями – большими. А зрительской семье Театра на Фонтанке только завидовать.
Профессионалы знают, что на сходе двух веков – XIX и XX-го – понятия «амплуа» начали подвергать остракизму и (по Станиславскому, «Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста должен быть артистом» etc.), алкали многожанровой универсальности актера, но негласных правил набора абитуриентов на курс не меняли. Не меняют и сейчас: набирают по списку действующих лиц и соответствующих им амплуа пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума» – тогда на курсе расходится по ролям и складывается по индивидуальностям любая пьеса. Так, да не так – показал юбилейный вечер – у Спивака: и Гамлет, и статист, и Чацкий с Молчалиным, и Софья с Лизанькой, в перспективе – универсальный артист. Все – на виду, настоящая коллекция, собранная за три десятка лет. Скажем, Роман Агеев, восхитивший на вечере своими пластическими этюдами, поступая в 1994-м, возможно, особых надежд не подавал. Кого играть – разве буфетчика Петрушку по «списку» Грибоедова. Мэтры в приемной комиссии мялись, Спивак настоял взять. Выпускал Агеева с ролью Менделя Крика («Крики из Одессы») – те же мэтры ахнули, как хорошо! Воспитал в нем и «Петрушку», и Отелло (блестяще сыграл!), и певца-плясуна, и лирика, и трагика. Или – Регина Щукина: как увидел мастер в ней, выпускнице Ленинградского топографического техникума, будущую Жанну д’Арк в пьесе Жана Ануя «Жаворонок» или Наташу из чеховских «Трех сестер» (тут и разница – поперек возможного амплуа!): наверняка, дальше одной из княжон Тугоуховских фантазий ни у кого тогда не вызвала, теперь – всемогущая актриса. Как и Анна Геллер – настоящая героиня, Константин Дунаевский – музыкантского слуха артист, Алиса Варова, способная на высокую трагедию и откровенный гротеск… Называешь одних и тут же перед глазами возникает ансамбль – своего рода групповая фотография или – скопление звезд в галактике Спивака.
Через «живые» семейные фото, связав части вечера (числом – 5) в изысканный, с пением и танцами, этюдами и номерами рассказ, провела историю «спиваков» его ученица (второй выпуск) Наталия Третьякова, актриса и режиссер. С редким вкусом, отточенным постановочным мастерством, элегантным конферансом в дуэте с ярким и харизматичным Сергеем Яценюком.
Когда-то, анонсируя премьеру спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дон-Кихот», Семен Яковлевич сказал: «Сервантес, мне кажется, колоссально угадал наш внутренний разлад между прозаическим, взрослым существованием и желанием играть, выдумывать, фантазировать, поскольку ребенок, который в нас жил в детстве, никуда не делся, он лишь куда-то нами спрятан, посажен под огромный замок». Вот они, «спиваки», и показали, как надо фантазировать, выдумывать и играть. Научились, не закрылись в себе, выросли настоящими поэтами. Совсем, как их учитель.
Санкт-Петербург – Москва
Автор фото Юлия Кудряшова
Финальный танец