Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Дети – наше будущее

01 января 2007

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Если они до него дохромают…

РИА «Новости»В великом и могучем русском языке есть словосочетания, которые не только выражают вероятность некоего процесса, но и как бы намекают на то, что процесс этот непременно завершится самым распрекрасным образом. Вот воскликнули однажды: «Дети – наше будущее!» А что это будут за дети и каким станет их и наше будущее?

Команда сине-зелёных
То, что наши дети самые счастливые, красивые и талантливые, мы знаем со времён Советского Союза. Тогда, правда, ещё добавляли: «и  з д о р о в ы е». Теперь уже лет пятнадцать не добавляют, потому что более чудовищной лжи трудно было бы и представить. Ни оборона, ни промышленность с сельским хозяйством, ни наука с культурой не пострадали столь непоправимо, как наши дети от очередного эксперимента над Россией. Вот некоторые данные Министерства здравоохранения и социального развития о состоянии здоровья детей и подростков. Более половины из них имеют ослабленное здоровье. Две трети подростков обременены хроническими заболеваниями. К категории здоровых может быть отнесён лишь один из десяти выпускников общеобразовательных учреждений! Владимир Путин, ознакомившись с подобными цифрами пять лет назад, видимо, стал приглядываться к детским лицам и, ужаснувшись, в сердцах воскликнул: мол, в школу они идут зелёные, а из школы возвращаются синие.

Крик души тогдашнего президента был услышан журналистами и растиражирован, произведя сильное впечатление на всё российское общество, за исключением, пожалуй, человека по фамилии Фурсенко. Этот человек по какому-то недоразумению занимал тогда (и теперь занимает!) должность министра образования и науки и отличается тем, что игнорирует не только серьёзные претензии к его работе со стороны выдающихся академиков и широкой общественности, но и своих шефов. Президент Медведев как-то летним утром хмуро спросил – ну что мне, Фурсенко уволить, что ли? А не так давно охарактеризовал состояние здоровья наших школьников как «ужасающее».

Если познакомиться со  в с е м и  данными  в с е х  исследований состояния здоровья школьников, то можно завыть от отчаяния и беспомощности. Все шпионы мира не смогли бы сделать то, что сделали наши чиновные чадолюбы. Куда же идти дальше, если само министерство вынуждено было признать, что только после первого года обучения почти у двух из трёх малышей выявляются первые признаки психических нарушений! Можете ли вы представить себе другую страну, где  т а к о е было бы допустимо без последствий для экспериментаторов?..

Столы-убийцы
Так от какой же такой несусветной напасти страдают наши школьники? Да прежде всего от самой элементарной – от  о б е з д в и ж и в а н и я, которое – и это доказано многими выдающимися учёными и практиками – ведёт не только к физической, но и умственной деградации. Это выявил ещё основатель отечественной психофизиологии Сеченов, отметив, что мышление у ребёнка оформляется только на основе собственных движений и собственных усилий тела. Ситуация, в которую поставлены дети («сиди смирно!», «не вертись!», «смотри в глаза!»), формирует так называемый согбенно-засиженный динамический стереотип, деликатно именуемый усидчивостью, и напоминает некую форму рабства. На эту тему много уже писалось и говорилось, но воз и ныне там!

Если перевести разговор с научных высот на грешную землю, то речь пойдёт… о столе, за которым сидят наши дети. Многие из старшего поколения помнят старую, добрую парту, сконструированную ещё в XIX веке знаменитым русским гигиенистом Эрисманом. Ею были оснащены школы Советского Союза вплоть до 70-х годов прошлого века. Производилась она из массива дуба, и скамья её была рассчитана на двух учеников, которые могли сидеть за такой партой в оптимально удобной позе. Это было возможно благодаря соответствующей высоте спинки, поддерживавшей поясницу, правильно рассчитанному уровню высоты подножки и главное – точно выверенному углу н а к л о н а столешницы. Но вот уже более сорока лет школьники сидят не за партами, а за столами с плоской поверхностью, над которой вынуждены склоняться в три погибели, за столами-убийцами, медленно высасывающими из детей все соки.

И почти столько же времени, не жалея сил, бьёт тревогу учёный-подвижник Владимир Базарный. Не буду перечислять всех его званий и регалий, скажу лишь, что он доктор медицинских наук, профессор, автор единственной на постсоветском пространстве педагогической методики, имеющей заключения и Минздрава, и Санэпиднадзора (ещё в СССР!) и рекомендованной к применению в дошкольных и школьных учреждениях. Одобренной, кстати, и в ЮНЕС­КО. У нас её тоже одобряют, рекомендуют и даже внедряют в школах, где есть учителя-энтузиасты, однако пока что это капля в море.

Не СПИД, так ШПИД
Возьмём для примера близкую мне Астрахань. Весной 2009 года здесь состоялись депутатские слушания по теме «Реализация государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков через здоровье­сберегающие программы в образовательных учреждениях». Основным докладчиком был Владимир Филиппович Базарный. Он говорил о страшной болезни, поразившей детей: школьно приобретённом иммунодефиците (ШПИДе), главным разносчиком коей стало наше равнодушие. Слушания привлекли внимание правительственных чиновников, педагогической общественности, родителей и завершились принятием соответствующих рекомендаций. Касались они главным образом Министерства образования и науки области и состояли из множества пунктов, радовавших глаз: создать в каждой школе здоровьесберегающую среду, изменить подходы к нормативно-подушевому финансированию, решить вопрос об изготовлении качественных школьных конторок, определить муниципальное учреждение образования «Карагалинская средняя общеобразовательная школа» базовым центром для развития и внедрения здоровьеразвивающих программ…

И что же мы видим спустя почти три года? Да ничего хорошего, притом по всем пунктам. Начнём с сельской школы, в которой благодаря двум энтузиастам – учителю музыки Ирины Малышевой и директору Нажии Кубеевой – ещё семь лет назад стали использоваться элементы программы профессора Базарного. Тогда, увидев фотографии, запечатлевшие детей в обычных рабочих позах, учителя и родители испытали настоящее потрясение. Даже без медицинских знаний можно было понять, что сосуды шеи пережаты, сердце и лёгкие функционально стеснены, мышцы тела находятся в спастическом напряжении… Налицо была ужасающая картина тотального блокирования системы кровообращения с поражением других органов и систем!

Особенно пагубно это сказывается на малышах из начальной школы. В ней-то карагалинские педагоги и организовали учебный процесс на основе сохранения двигательной активности, то есть заменили с помощью родителей столы-убийцы комбинированными ростомерными конторками, за которыми малыши могли попеременно то сидеть, то стоять. Были также внедрены и некоторые другие элементы программы Владимира Базарного, в частности специальные зрительно-вестибулярные тренажёры. А спустя некоторое время медики Приволжской центральной районной поликлиники, проведя обследование детей, отметили значительное улучшение здоровья школьников. И в том же году школа стала победителем областного конкурса «Лидеры образования. Время эффективных перемен».

Казалось бы, кому как не министерским чиновникам радоваться этому, ан нет – не было ни радости, ни желания развивать успех. А вот стоило случиться инциденту с пищевым отравлением карагалинских школьников, как тут же было сделано максимум для того, чтобы директор – новатор Кубеева оставила свой пост. Теперь там всё почти так, как у всех, – то есть в лучшем случае имитация внедрения здоровьеразвивающих технологий.

Ароматерапия и др.
Я далёк от того, чтобы кого-то в чём-то подозревать, но сдаётся мне, что не только новые учебные технологии, а и само имя профессора Базарного вызывает у чиновников страшнейшую аллергию. Передо мной копия письма министра образования и науки Астраханской области Гутмана на запрос первого заместителя председателя Комитета по образованию, культуре, науке, молодёжной политике и спорту областной Думы Элеменкиной. «Считаем необходимым отметить, – пишет он, – что в настоящее время в образовательных учреждениях Астраханской области апробирован на практике ряд аналогичных методик В.Ф. Базарного здоровье­сберегающих программ», и далее начинает их все перечислять,  к а к  б ы  забывая при этом, что только программа доктора Базарного является утверждённой и сертифицированной. Более того, ею уже успешно пользуются в 3000 школ как у нас, так и в других странах. Из того же, что «апробировано» Гутманом, мне особо понравились утренняя гимнастика, ароматерапия и др. Особенно др. Вот втюрим это др. во все школы страны, и будет нам счастье.

А что касается письма, то и по дальнейшему его содержанию чувствуется, как настойчиво преследует автора тень возмутителя тихой чиновной благодати: «Учитывая, что использованная методика проведения уроков с применением рекомендаций В.Ф. Базарного по укреплению здоровья на сегодняшний день не является единственной, считаем целесообразным внедрение в образовательный процесс альтернативных здоровьесберегающих технологий, основным критерием эффективности которых является достижение положительных практических результатов в условиях стабильнофункционирующей среды». И сразу же после такого виртуозного паса следует рещающий гол в ворота многострадальной Карагалинской школы, которая из-за разового пищевого отравления школьников (что, к сожалению, не является у нас из ряда вон выходящим событием) не может быть признана стабильно функционирующим учреждением, а стало быть, и базовым центром. Это как если бы съели министерские чиновники в своём буфете несвежие пирожки, помаялись бы некоторое время животом, а вернувшись, узнали, что в министерстве уже не стабильно функционирующая среда, а чёрт знает что…

Как мудро сказала одна учительствующая дама, глядя нежно на нестройную шеренгу сине-зелёных, опиравшихся друг на друга детей: «Ничего, мы выучились как-то за этими столами, и они выучатся. И не надо нам никаких конторок, правда, дети?» Кто-то сказал еле слышно «правда…» и чуть не упал, вовремя подхваченный соседом. А конторок действительно в школах области как не было, так и нет, хотя их наличие предусмотрено всеми нормативными документами. Это в Селиконовой долине, прознав об их чудодейственном воздействии, взрослые мужики в пять секунд заменили ими прежние плоские столы, а у нас кто заменит? Школе Фурсенко не нужны ни конторки, ни другие элементы здоровьеразвивающих технологий. И, похоже, здоровые дети ей тоже не нужны.

Юрий НИКИТИН, АСТРАХАНЬ

Обсудить в группе Telegram

Юрий Никитин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS