Мария Данилова (на фото), педагог и писатель из Якутии, имеет возможность взглянуть на проблему популяризации чтения с двух сторон: и как автор книг, и как наставник, воспитывающий новое поколение читателей. В беседе с корреспондентом «ЛГ» она поделилась собственным успешным опытом реализации образовательных проектов.
– Мария, вы преподаёте якутский язык и литературу в школе. Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют развитию детского и подросткового чтения в Якутии?
– В течение многих лет я поддерживаю сотрудничество с библиотеками. Совместно проводим тематические вечера, организовываем встречи с писателями, конкурсы, викторины и т.п. В ходе школьных новогодних мероприятий вручаем награды победителям в номинации «Лучший читатель». Аналогично в сельском клубе награждается «Самая читающая семья». Кроме того, проходят читки во внеклассное время, семейные чтения, работают литературный и драматический кружки.
– В течение вот уже 10 лет вы активно публикуетесь и, надо думать, активно взаимодействуете со своими читателями. Как, по вашему мнению, изменилась читательская культура в нашей стране? Можно ли говорить о ел расцвете или упадке?
– Да, читательская культура изменилась. Люди начали читать стихи. В ватсап-группах некоторые уже требуют от меня стихи на каждый день. Тут важна тематика стихотворения. Если она созвучна душе читателя, то читают. Поэтому я обязательно просматриваю комментарии в группе, пробую найти точки соприкосновения с интересами подписчиков.
Люди жаждут захватывающих приключений. Часто эту жажду удовлетворяет криминальное чтиво. Жаль. Стараюсь писать так, чтобы то, о чём пишу, было интересным. Многие слушают аудиопроизведения. Женщин интересуют душещипательные истории. Дети увлекаются комиксами. Хотелось бы, к слову, увидеть в книгах побольше иллюстраций.
– Ваше творчество занимает особую нишу: в числе прочего вы пишете исторические тексты, опираясь на свидетельства и воспоминания земляков. Что изначально подтолкнуло вас к такому жанру? Может ли он, на ваш взгляд, обрести популярность?
– Люди, увы, не вечны. С ними умирает и их мир. Мы не знаем прошлое своих предков. Дети не знают своих бабушек и дедушек. О многом не осталось письменных свидетельств. В 90-е годы я успела записать воспоминания ветеранов тыла. А ветеранов войны к тому времени уже не осталось. Сейчас нет и ветеранов тыла, хорошо ещё, что застала их в живых и записала множество рассказов на магнитофон. Эти записи и стали основой моих пьес на тему ВОВ.
Сейчас многие стараются увековечить память о своих близких. Это чисто мемориальные книги для семьи, они выпускаются небольшим тиражом, но тем не менее они бесценны. В них сохраняется индивидуальность человека в историческом развитии личности.
Эти воспоминания прослужат долго. Люди захотят узнать о своих земляках, родных. Сейчас мы часто используем эти тексты для написания докладов.
– Какие программы, проекты, нацеленные на поддержку чтения, реализовывают в Якутии? Как вы, человек, вовлечённый в тему, оцениваете их эффективность?
– В улусе (районе) этот год объявлен Годом родного языка. Состоялись семейные чтения олонхо – крупного эпического жанра, признанного ЮНЕСКО мировым шедевром. Это привлекло внимание людей к устному народному творчеству, к фольклору. Молодёжь, дети приняли эстафету от предыдущего поколения.
Каждый год проводятся юбилейные мероприятия республиканского и регионального масштаба, чествуют корифеев якутской литературы. В улусах (районах), наслегах (сельских обществах) проводятся юбилеи местных писателей.
Повысилось внимание к работе библиотек. Проходят библионочи. Выросла сеть модульных библиотек. Сейчас даже в глубинке можно заказать онлайн и получить редкую книгу. Библиотекари уделяют большое внимание творчеству местных писателей. Ведут работу с литературными объединениями.