Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2013 г.
  4. № 50 (6443) (18.12.2013)

Дети цифровой эры

18 декабря 2013

Подросток, читающий с ридера, планшета или смартфона, – сегодня такая же реальность, как раньше сын фараона со свитком в руках или юный римлянин с кодексом. Дети всё чаще и больше читают с экрана. Даже в популярных закусочных, следуя моде, вместе с фастфудом вручают электронные издания.
Маршак утверждал, что воспринимать книгу можно по-разному – бережно, неторопливо, замечая каждую новую мысль, слово, или же «глотать», скользить по страницам бегло, поверхностно. Каковы новые читательские практики? Что влечёт за собой революция в чтении?

«Вот это убьёт то». Знаменитым изречением Гюго начинается книга Жан-Клода Карьера и Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!»

Что «это»? И что «то»? У Гюго «это» – книга, «то» – здание. «Книга убьёт здание», – пророчествует Клод Фролло, архидьякон собора Парижской Богоматери. Спустя пятьсот лет книгу вытесняет... книга. Бумажную – электронная. Но авторы бестселлера уверены: «Е-book не убьёт книгу», «С интернетом мы вновь вернулись в эпоху алфавита», и «теперь всем поголовно приходится читать». Что ж, оптимизму двух старых книжников можно только позавидовать. В контексте общей ситуации с чтением это действительно справедливо. Однако по отношению к детям такой прогноз кажется слишком радужным. Многие из них уже оказались отлучёнными от бумажной книги, от традиционного чтения и, что греха таить, от нас с вами – «аналоговых» (допотопных, доцифровых) взрослых, в большинстве своём читающих по-старому.

«Многие» – это сколько? Обратимся к аналитике. И хотя любые статистические данные в отношении чтения устаревают едва ли не в момент опубликования, несколько цифр всё же приведу. Речь идёт о социологическом опросе, организованном Российской государственной детской библиотекой совместно с Московским институтом открытого образования в 2011–2012 гг. Предметом исследования было чтение московских школьников 5–8-х классов, причём не только в реальной, но и в электронной среде. Из 30 вопросов анкеты 9 связаны с интернетом. Результаты? 92% подростков читают в Сети самое разное: новости, информацию о фильмах, музыкальных группах, компьютерных играх, юмор, спорт, блоги, рекламу и т.п. Книги читает 21%.

Подросткам был задан вопрос: «В каком виде ты читаешь книги из интернета?» Выяснилось, что новые читательские практики школьников разнообразны. 42% равно девочек и мальчиков сегодня, точнее вчера, на день проведения анкетирования, ответили, что читают книги на экране компьютера. 23% скачивают их из интернета, а потом распечатывают; какая-то часть читает на телефоне или на другом специальном устройстве (планшете, букридере, iPad...). Не читает – одна треть (34%).

До сих пор мы говорили о самостоятельном электронном чтении. Но воспринимать текст с экрана подросткам приходится и в школе. В принятых образовательных стандартах работе с информацией, получаемой школьниками большей частью из интернета, посвящена не одна страница. Хочешь не хочешь, а читать по-новому придётся даже тем, кто ещё не вписался в изменённый формат.

А между тем чтение с экрана привлекательно не для всех школьников. Сошлюсь на результаты одного из проектов последних лет, осуществлённого Русской ассоциацией чтения. Эксперты хотели проверить, какой вид чтения (с листа или с экрана) предпочтителен для подростков, особенно для мальчиков. Почти никто не сомневался, что они выберут экран. Результаты исследования, однако, удивили. Оказалось, что «слабочитающие школьники 7–8-х классов, которые ещё читают шёпотом или помогают себе движением пальца по строке (а таких у нас в обычных классах почти четверть! – Н.Б.), не выбирают экранное чтение текста. Оно для них является слишком сложной задачей. Они выбирают чтение с листа как более привычный способ деятельности». И наоборот: «Те, кто хорошо читает печатный текст, хорошо читают и с экрана» (Н.Н. Сметанникова).

Большое влияние новые цифровые технологии оказывают на способ чтения. Так, впрочем, было и раньше: замена свитка кодексом, печатной книгой приводила к трансформации способа чтения. Этот закон сработал и в случае перехода с бумаги на цифру. Чтение становится более прерывистым, фрагментарным, мобильным, а восприятие – клиповым, поверхностным. Мы привыкаем читать не весь текст, а нужные нам ключевые слова, куски, нередко ограничиваясь только ими, не утруждая себя осознанием целого. Многие учителя и психологи отмечают неспособность школьников задерживать своё внимание на предмете или теме, выделяют даже новую болезнь – «дефицит концентрации внимания». В такой ситуации говорить о глубоком постижении художественного произведения не приходится.

В чём особенность экранного чтения учебного текста? Не детектива, не истории про пресловутых вампиров, а учебного текста – основы школьного обучения? Дело в том, что любой текст (неважно, художественный или научно-популярный), помещённый в обучающий контекст, воспринимается по-другому. Ученик его не просто читает, а проводит с ним определённую работу: выделяет части, составляет план, отвечает на вопросы, делает ещё многое другое, пытаясь понять и запомнить. Экран осложняет задачу: ребёнок отвлекается, норовит уйти с читаемой страницы, ответить на сообщение в чате, зайти в игру... Кстати, чтение с экрана не быстрее обычного. По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в 12 случаях из 15 ученики 9–10-х классов читали с экрана медленнее, чем с листа бумаги, и делали значительно больше ошибок. Такой вот парадокс.

Не все любят электронное чтение. Компьютерный гений Билл Гейтс, по его собственному признанию, не читал с экрана больше четырёх страниц, предпочитая иметь дело с распечатанным текстом. Вот и нам не следует торопиться и переходить на обучение чтению с экрана в ущерб чтению с листа. Об этом в один голос говорят психологи, физиологи, педагоги. В странах, которые быстро перестроились на цифровой формат (например, в Японии и Корее), сегодня уже делают шаг назад, возвращаются к параллельному обучению.

Новому виду чтения, как и любому другому, нужно учить. Но уже ясно: осваивать новшества придётся и взрослым. Им необходимо впустить в свою жизнь новые технологии, изучить альтернативные практики чтения, чтобы найти общий язык с современными школьниками. Да, дети сегодня другие. Они иначе воспринимают информацию, иначе читают (или не читают), делают уроки и вообще живут. С самого рождения они оказались в цифровом мире и знают его только таким. Их называют – «дети цифровой эры», «цифровые дети», даже «цифровые аборигены», хотя новое значение прилагательного «цифровой» пока что не зафиксировал ни один словарь. Но важно также сохранить традиции и преемственность, не бросаться очертя голову в крайности. Ведь избавиться от бумажных книг всё равно не удастся, потому что «нет ничего недолговечнее, чем долговременные носители информации» (Умберто Эко, книга всё та же).

Наталья БОРИСЕНКО

Тэги: Чтение Детская литература
Обсудить в группе Telegram

Наталья Борисенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дети приняли эстафету

    27.12.2023
  • Сначала книга, потом телефон

    24.12.2023
  • «Тайна плюшевых мишек»

    11.09.2022
  • Без волшебства – никуда

    09.09.2021
  • Storytel уполномочен заявить...

    31.08.2021
  • Книжный фастфуд

    39 голосов
  • Зачем нам нужен этот Ванька?

    37 голосов
  • Знакомьтесь: „Универсум“

    32 голосов
  • Превращение в Муму

    23 голосов
  • Отправление от станции «Дно»

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS