Тамара Крюкова – член Союза писателей с 1997 года. Автор 24 романов, фантастических повестей, повестей-сказок, а также многочисленных сборников рассказов, сказок и стихов. Лауреат Международного фестиваля «Счастливые дети». Член оргкомитета Международного молодёжного проекта «Мы пишем Книгу мира», инициированного Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества. Лауреат первой премии Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России. Лауреат первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви.
По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодёжная романтическая история по повести «Костя + Ника» и кинокомедия «Потапов, к доске!». Фильм «КостяНика. Время лета» завоевал престижные премии на различных фестивалях. В 2007 году Тамара Крюкова стала лауреатом IV Всероссийского конкурса «Алые паруса».
Последние книги автора: «Кенгурёнок Руни», «Волшебница с острова Гроз», «Ловушка для героя», «Призрак сети», «Вот так цирк», «Озорные истории» и др.
– Тамара Шамильевна, достаточно ли на книжном рынке литературы для подростков и совсем маленьких читателей?
– Книг издаётся много, на разный вкус. Но если раньше беда была в том, что книг не хватало и за ними гонялись, то теперь проблема в том, что среди этого моря изданий трудно выбрать нужное. Как говорится в пословице: «У кого выбор, у того и трудности».
– Не кажется ли вам, что детская литература переживает сейчас «кризис жанра»?
– Я настроена отнюдь не пессимистично. Преобладание определённых жанров на рынке наблюдается не только в детской, но и во взрослой литературе. Так случалось во все времена, не только в наше. В дореволюционной России самыми тиражируемыми были книги про Ната Пинкертона. Но это не означает, что другие жанры представлены не были. То же происходит и сейчас. Я, например, детективов не пишу. Но однажды слышала о себе байку, якобы Крюкова – это не реальный персонаж, а группа товарищей, потому что один человек в стольких жанрах и столькими стилями писать не может.
Среди выходящих ныне изданий есть и очень достойные, яркие произведения, а то, что их мало, – это тоже нормально. Мы забываем, что литературные шедевры, которые дети читают по сей день, собирались по крупицам в разных странах и в разное время.
– Поддерживает ли правительство писателей и издателей детской литературы?
– У правительства много забот. Каждому кажется, что его дело самое главное и требует поддержки. Конечно, хотелось бы, чтобы детские издания пользовались большими налоговыми льготами, чтобы они без потери качества были дешевле. Хотелось бы, чтобы книжные магазины не уравнивали с винно-водочными по арендной плате. А что касается поддержки писателей, то вопрос в том, как мы её понимаем. Часто под этим подразумевают издание его произведений. Но выход в свет посредственной книги ничего не даёт ни автору, ни читателю. Когда человек говорит: «Я пишу не хуже, чем те, кого публикуют», – это тупик. Публикуют не всегда самые достойные произведения. И, наверняка, такой автор сравнивает своё творчество не с шедеврами. Нужно стремиться к тому, чтобы писать лучше.
Поэтому настоящая поддержка должна состоять в том, чтобы помогать писателям совершенствовать своё мастерство. Чтобы однажды наступил день, когда издатели просто не смогут отвергнуть их рукописи. Я бы обратила особое внимание на писателей из провинции. Творческие встречи и семинары крайне необходимы, они позволяют авторам вырваться за пределы своего города или села. Но средств на это у них, увы, нет. Сейчас я много езжу по стране, и мне посчастливилось привезти в Москву рукописи двух интересных писателей – Юрия Макарова и Дмитрия Суслина. Их книги уже вышли. А сколько ещё талантов в России! И каждому нужна его собственная «счастливая встреча».
– Ваши читатели только москвичи или книги расходятся за пределами столицы?
– К счастью, я вырвалась за пределы столицы, за что очень благодарна некоммерческому фонду «Пушкинская библиотека» и Русской школьной библиотечной ассоциации. Они первыми донесли мои книги до провинциального читателя.
Судя по гостевой книге на сайте, география мест, где живут мои читатели, ширится. Порой приходят письма из таких городов и посёлков, о существовании которых я и не подозревала. Это здорово!
– Вы не только сказочница, но и писатель-фантаст. В чём разница между сказкой и фантастикой?
– На мой взгляд, основу хорошего литературного произведения составляют философия и психология. Если в книге нет стержневой мысли – это пустышка. Если нет ярких героев – книга плоская и безжизненная, сколько бы приключений автор ни накрутил. И сказка, и фантастика обращены к внутреннему миру читателя, помогают найти в себе лучшие качества. Но сказка – это волшебный мир, где все морально-этические проблемы решают сказочные герои. Фантастика, как ни странно это звучит, ближе к реальности. Герои моих фантастических книг – живые люди с их трудностями и проблемами. В них читатель узнаёт себя. Подростки могут со стороны посмотреть на сложные ситуации, в которых, возможно, оказались сами. А их родители поймут, почему кризис случился.
– По вашим книгам снято два фильма. Что оказывает большее влияние на формирование сознания ребёнка – книги или кино?
– Естественно, книги. Ведь каждый читатель – соавтор. Он по-своему представляет героев и те события, о которых читает. Он преломляет повествование через своё видение мира и свой жизненный опыт. Недаром взрослые и дети воспринимают мои книги с разных ракурсов. А в кино всё дано в готовом виде. Там нечего домыслить. Там нет места фантазии и сотворчеству. Хотя я очень довольна экранизацией повести «Костя + Ника». Кстати, каждый раз, когда показывают фильм «КостяНика. Время лета», возникает всплеск читательского интереса к книге. Её начинают активно скачивать из интернета и покупать в магазинах.
– Какой должна быть детская литература?
– Человечной, увлекательной и умной. Часто дети гораздо мудрее, чем думают взрослые. И ещё в ней не должно быть фальши.
– Какие книги вы назвали бы вредными?
– Я не берусь никого судить. Каждый писатель и издатель в ответе за то, что он делает. Мне хочется, чтобы, взрослея, дети не теряли удивительного дара быть счастливыми. Чтобы меня окружали здоровые, жизнерадостные и успешные люди. Вот я и леплю этот мир под себя.
Спрашивал