Театр – всегда странное место. Артисты, люди с повышенной эмоциональностью, ранимостью, самолюбием, да ещё привыкшие играть в чужие жизни, делают место своей работы особенным, многим удивляющим представителей других «нормальных» специальностей. А если ещё играют на сцене даже не людей, а кошек, собак, лису, волка, как в детском театре, и так на всю жизнь, – просто сумасшедший дом какой-то…
Но из всех сумасшедших театров, играющих по стране для детей, уверена, самый-пресамый по «безумию» живёт и работает в Нижнем Новгороде и называется «Вера».
Подходишь к зданию театра, – а оно вроде бы самое обыкновенное, мало отличимое от других, типовых, стандартных в спальном микрорайоне Мещёры, – и видишь: возле дома «орудует» какой-то странно яркий человек в зелёном комбинезоне с жёлтой метёлкой. Это артист Сергей Иордан, добровольно взявший на себя ещё обязанности дворника, но и по актёрской привычке превративший это занятие в игру.
– Серёж, – говорит, завидев его, художественный руководитель Вера Александровна Горшкова, – ты зачем тут убираешь? Это ведь не наша территория…
– Но здесь наши дети ходят!
Входишь через служебный подъезд в театр, а там в репетиционном зале – ёлка! Это летом-то! Почему? «А у нас тут Дед Мороз живёт…»
В зрительском фойе – дерево желаний, на его разноцветных ветках – игрушки, бантики: дети загадывают желания.
– Недавно, – рассказывает Вера Александровна, – пришла взрослая женщина с «опрокинутым» лицом, видно, случилось что-то, и говорит: можно я у дерева посижу, мне успокоиться надо.
– И успокоилась?
– Во всяком случае, ушла с другим лицом.
В фойе перед спектаклем дети могут встретить Коломбину с Арлекином… Маска из commedia del arte споёт детям «Актёры, правьте ремесло», и пара сотен собравшихся детей, а они здесь всегда переполняют небольшой зальчик, может, и не всё поймут, но будут смотреть и слушать как заворожённые. Они оказались в другом волшебном мире, хотя для иных он может показаться и неадекватным, и странным, и безумным.
Вокруг серые дома, гаражи, автостоянка, пьяные люди, которые рубят ёлки, посаженные детьми у театра, а в театре, настаивает его руководитель, должны жить мечта, добро, прекрасное искусство, другой мир.
Про это их спектакли, и чеховский «Вишнёвый сад», и многие сказки, и вообще всё, что они делают.
В пустом стенном шкафу из «Вишнёвого сада» (который десять лет назад поставила В. Горшкова, и он до сих пор идёт, это визитная карточка театра), стоит только открыть его дверцы, вдруг появляются героини. Затем дверцы стенного шкафа внезапно становятся калиткой в сад. И наконец, в финале двери снова оборачиваются дверцами шкафа, в котором есть только массивные крючки для одежды. Да, в шкафу, который есть в любом доме, может жить… вишнёвый сад… или лишь крючки для одежды.
В их «Каштанке» режиссёра Ирины Лаптевой, выращенной, воспитанной коллективом, арена цирка – это место мечты и игры, место высшего блаженства, испытанного героиней (О. Куклина). Вот она в начале спектакля встречается с Жоржем (С. Иордан), у него из чемодана вываливаются разноцветные шарики, и это как пароль; идёт проверка на игру, подтверждающая: они будут вместе, они подходят друг другу. И упоённо марширует оркестр: тарелки, труба, барабан, – и счастливы одновременно артисты и зрители!
А какие замечательные игры устраивают в спектакле уличные фонари! Где, в каком ещё в театре вы встретите счастливых актёров, изображающих… фонари? Только в «Вере». Ну разве не сумасшедший дом?!
«Безумно важно, чтобы у человека было такое место на земле, где он мог бы творить. Любой ребёнок талантлив. Даже если он просто лупит по барабану – может быть, именно в эту минуту рождается музыкант», – говорит Вера Горшкова.
Признаюсь, за последние годы, которые стали временем повсеместного исчезновения по стране театров юного зрителя, нигде, ни с кем, кроме как с Верой Горшковой, не приходилось мне беседовать о предназначении детского театра, о душе ребёнка, о том, как нуждается она в добре, в утешении, да просто в неустанном внимании к себе. И о том, что детский театр – особенное место на земле, не похожее на другие. Если по опыту худрука «Веры», то этот дом надо долго, годами, всей жизнью строить. С детства. Когда она совсем юной написала письмо Георгию Александровичу Товстоногову, что мечтает кем угодно, но служить в его театре – уборщицей, пожарным, – то он, великий режиссёр и, конечно же, очень занятой человек, нашёл время и ответил, что, по его мнению, девочка должна вырасти, выучиться и создать свой театр.
А потом были учёба, создание самодеятельной студии и впоследствии превращение её в профессиональный театр. Скоро сказка сказывается… А в городе Горьком (теперь Нижнем Новгороде) поначалу немного было сторонников у театра-студии: «Зачем открывать ещё один ТЮЗ? У нас уже есть один».
Борис Немцов, бывший тогда губернатором, помог, дал им заброшенное здание Дома бракосочетаний. Испугались они, войдя в свой «новый» театр, но глаза страшатся, а руки делают. Благо рядом с Верой встал, подставил мужское плечо её муж Миша, Михаил Сергеевич, талантливый артист местного ТЮЗа, ради жены пожертвовавший своей актёрской карьерой и ставший директором в театре у собственной жены. Мыли, строили, обиходили театр руководители вместе с актёрами сами.
Теперь, после длительного существования в статусе профессионального детского муниципального театра, когда и право на существование, необходимость в них города – факт, доказанный и проверенный временем, решается вопрос о кардинальной реконструкции театра, о новой пристройке с залом на триста мест, о создании детского городка вокруг.
И давно уже сюда не достать билет! И бурлит вокруг них жизнь: гастроли, фестивали, премьеры.
Как бы ни видоизменялась со временем афиша, на ней неизменно сохраняются «Синяя птица» М. Метерлинка и «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери – вещи, программные для их театра. Первую «Птицу» ставила сама В. Горшкова, последнюю версию делал под её руководством выпускник РАТИ Дмитрий Королёв.
В новом спектакле есть очень нежная, трогательная сцена встречи Тильтиля (А. Тулупов) и Митиль (А. Трушкина) на другом свете с Бабушкой (Т. Каурова) и Дедушкой (С. Голышев), есть замечательные Хлеб, Сахар, Огонь… А вот самой Синей птице не повезло – не сумели найти адекватный сценический образ, не придумали, не решили; птичка в клетке, благодаря которой здесь выздоравливает соседский ребёнок, лишь упрощает, делает обидно плоским и примитивным символ детской мечты. Теперь худрук думает, как помочь молодому режиссёру, как улучшить спектакль. Задачка не самая простая, как, впрочем, и любая из возникающих в театре.
Где найти хорошую пьесу? А их нужно много, по четыре-пять на сезон, одной классикой не обойдёшься. Ставят «Серебряную сказку» М. Бартенева, «Ивана Седьмого» В. Ольшанского, самых известных современных сказочников, но очевидно не выдерживающих сравнения с лучшими мировыми образцами, порой откровенно вторичные и компилятивные тексты.
Поиск своей пьесы идёт непрерывно: в Германии откопали сочинение Питера Хакса, режиссёр И. Лаптева придумала свою редакцию. Получилась «Баллада о бедном рыцаре» – в ореоле железных доспехов, средневековой атрибутики, но очень понятная детям история о том, как заглавный герой в исполнении А. Караханяна сражался за сердце прекрасной принцессы Роз (у которой всё тело в розах, и на них слетаются пчёлы, и нужно её непременно освободить от заклятия). И дальше – всё, как полагается в сказке: добро обязательно победит зло, и зрители счастливые разойдутся по домам. Сказка, впрочем, как и театр вообще, – всегда чудо, настаивают и доказывают в «Вере».
Какие здесь всегда роскошные, яркие декорации и костюмы! Это тоже их фирменный знак, особенно когда к нему имеет прямое отношение талантливая художница Наталья Белова.
Из теперь уже 18-летней истории любят вспоминать такой эпизод: приехали однажды играть «Золушку» в детский дом, а там – холодно, неуютно, детишки в зале в пальто… И тогда Золушка актрисы Т. Кауровой вспомнила, как она умеет здорово управляться с печкой и убирать мусор. И вот уже принц и король с придворными вместе со зрителями принесли дров, растопили печь, прибрались, а потом принялись воплощать сюжет.
«Пусть растрачивают себя на добрые дела. Нельзя актёру быть равнодушным», – резюмирует Вера Горшкова. «Театр – это умение сопереживать, сострадать. И мы должны научить этому детей» – снова её слова.
В дни моего приезда в Нижний там был на гастролях артист МХТ Дмитрий Назаров, который, давая интервью театральной газете (а у них и такая имеется, собственная), сказал, что не понимает разницы между детским и взрослым театром: разве что «играть лучше» – весьма расхожая мысль. Вера Александровна решительно с этим не согласна. У детского театра есть своя даже не задача – миссия: открыть мир искусства, научить добру, воспитать патриотизм, привить любовь к прекрасному. А если надо, заменить семью. Собственных детей у неё трое, а сколько ещё в театре и вокруг, которых она тоже считает своими, отвечает за них!.. Помните, как в любимом «Маленьком принце»: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Много мальчишек и девчонок вертится вокруг театра, здесь есть детская студия, где получают уроки Веры Горшковой. Она со студийцами не сюсюкает и, конечно же, не притворяется.
И вот на моих глазах некий кроха выговаривает ей – как-то вы, мол, плохо стали относиться к делу, давно не приходите к нам: и Горшковой, хоть и имеющей «уважительную причину» – начала репетировать с артистами «Зимнюю сказку», не успевает, – становится неловко перед ребёнком.
Особенно возятся они с детьми из неблагополучных семей. Много таких и в труппе. Так, однажды пришёл мальчик с серьёзными дефектами речи, влюбился в театр и через два года уже играл д`Артаньяна, а сейчас один из самых верных актёров, помощников, друзей руководителя. У сказок всегда хороший конец?..
В жизни, увы, бывает и по-иному. Вере с «Верой» и об этом нужно поведать детям, предупредить о возможных опасностях. А с репертуаром на «опасные» молодёжные темы сейчас ещё сложнее, чем со сказками. «Репертуар – постоянная боль моя!» – вздыхает Горшкова. Но ищет… и находит. Так появился на афише «День знаний» Василия Сигарева, рассказ о мальчике, попавшем в плен к наркотикам, а потом и в буквальном смысле в плен к бандюганам, требующим возврата долга. Страшная история, а в прочтении режиссёра А. Ряписова страшная вдвойне – своей обыденностью, тихой житейской интонацией, точными бытовыми подробностями. При том спектакль, в общем-то, обыкновенный, что называется, добротный, но не выдающийся… Я осталась на обсуждение, которые здесь часто проводят со зрителями. Дети, учителя, родители – участники разговора – обсуждали не профессиональные достоинства, а размышляли о самой жизни. «Многим из нас часто не хватает тепла и внимания, и от равнодушия взрослых иные слабые попадают во власть улицы», – сказал один мальчик. Сказал тоже тоном тихим, будничным, без аффектации и надрыва, отчего больная проблема современного общества, а ещё серьёзнее – мира детей предстала особенно тревожной.
Когда однажды Вера Горшкова спросила у своих зрителей, кого бы они взяли с собой в дальнее путешествие, дети отвечали: маму… друга… собаку… А кто-то вдруг сказал: «Я бы взял с собой всех детских взрослых». Увы! – таковых сейчас совсем не много по стране – в нашем всё сильнее впадающем уже в самое настоящее, без всяких кавычек, безумие, в нашем больном и пугающем мире. Но они всё-таки есть. В театре «Вера», например, в Нижнем Новгороде, что на Мещёре.
, НИЖНИЙ НОВГОРОД – МОСКВА