Два главных художественных музея Москвы заканчивают год выставками о первых и ещё удачных шагах современного искусства
Уильям Блейк, сложный для понимания поэт и философ, – важная фигура для англоязычного мира: известный при жизни ещё и как художник, он рисовал странные интерпретации библейских образов и выпускал книги, в которых иллюстрировал собственные визионерские экстазы. Эта сторона жизни Блейка, нам почти незнакомая, показана на выставке «Уильям Блейк и британские визионеры», проходящей в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Надо сказать, малое распространение его творчества в России имеет вполне логичное объяснение: Блейк принадлежит западнохристианской традиции «иллюминации», индивидуальных откровений, одним из основоположников которой был Франциск Ассизский. Изображённые акварелью аллегорические видения Блейка, скандальные даже по своей рисовальной манере, которую многие считали наивной, несмотря на наличие у художника специального образования, были, впрочем, чересчур радикальны для своего времени: недаром немалая часть работ, завещанная вдовой его друзьям, была ими впоследствии уничтожена.
В нашей же религиозной традиции визионерский экстаз однозначно трактуется как «прелесть» – искушение, впадая в которое человек получает ощущение отдельно взятой истины и в пределе – может стремиться к вольной интерпретации Библии. Кто в исторической перспективе оказался более прав – демонстрируют преемники Блейка, также представленные на московской выставке: утончённый Данте Габриэль Россетти со знаменитой «Беатриче Благословенной»; родившийся столетием позже Блейка притягательный, но порочный Обри Бердслей и, наконец, венец эволюции современного искусства – звезда аукционов Фрэнсис Бэкон – художник XX века со всеми необходимыми атрибутами: изломанностью, стремлением к деформации человеческого тела и – как положено современной знаменитости – крайне нездоровым образом жизни. Упадочная тенденция налицо.
Впрочем, в развитии современного искусства был краткий момент, когда, насыщенное новациями, оно ещё способно было доставлять эстетическое удовольствие. Примером тому может послужить графика, представленная на большой выставке «Валентин Серов. Линия жизни», проходящей в Государственной Третьяковской галерее. Первые наброски и портреты Серова, учившегося у вольнолюбивого Репина и набиравшегося затем мастерства в стенах Императорской академии художеств, выполнены вполне академичной штриховкой («Автопортрет», 1885). Однако постепенно линия становится более чёткой и лаконичной («Я хочу, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша»), что закономерно приводит к вызвавшему скандал «Портрету Иды Рубинштейн», эскиз которого представлен на выставке: контуры тела танцовщицы выглядели слишком утрированными по сравнению с обычным «реалистическим» способом изображения. Найденная манера была взята художником на вооружение и удачно воплощена, например, в изображении Анны Павловой на плакате балета «Сильфида» (1909) или портрете другой балерины – Тамары Карсавиной (1909).
Особенного мастерства в передаче характера одной линией Серов достиг в выполненных по заказу И.Н. Кнебеля рисунках к басням Крылова, где лёгким росчерком передана стыдливо сгорбленная спина волка из произведения «Лев и волк». Смена авторского стиля была неслучайна: разделявший эстетические принципы своего близкого друга К.С. Станиславского, Серов, как он сам признавал, стремился индивидуализировать своих моделей, вдохнуть в них «реальную жизнь». Так, главного героя своей картины «Пётр I в Монплезире» (1910–1911) он нарочно хотел изобразить с «зелёным лицом», чтобы отойти от шаблонного героического облика – аналогичным образом в известной работе «Пётр I» (1907) показано, что император был некрасив и долговяз. Безусловно, это была та индивидуализация, которая в своём крайнем варианте ведёт к снятию любых ограничений и торжеству произвола, что можно наблюдать и в современном искусстве. Однако, к счастью, художественные конвенции оставались ещё достаточно сильны, позволив художнику, создавшему себе иллюзию разрыва с традицией, на самом деле крепко оставаться в ней.
Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры» продлится до 19 февраля 2012 года, экспозиция «Валентин Серов. Линия жизни» будет работать до 20 мая 2012-го.