Леонид Агеев. Были и небылицы. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019. – 112 с., ил.
«Были и небылицы» Леонида Агеева – это тёплая, ностальгическая книга о деревенском детстве, обаянию которой поддаёшься с первых страниц.
Вот морозное утро, когда просыпаешься в тёплой постели и неверный зимний свет с трудом просачивается в комнату через завитушки изрисованных узорами окон, а на кухне бренчит посудой мама, пахнет хлебом и борщом. Вот длинный-длинный детский день, вмещающий в себя целую жизнь – и катание на лыжах, и чаепитие в тёплой бабушкиной избе, и игры на снежной горке, и вечерний киносеанс в деревенском клубе. Вот первая вечёрка, на которой дети рассказывают друг другу страшные истории, храбрятся, пытаясь быть «как взрослые», а потом не могут уснуть, вздрагивая от каждого шороха... Все эти картинки оживают на страницах книги – и в воображении читателя.
А рядом с главным героем – десятилетним мальчиком Лёней – всегда сильный и мудрый отец, который поможет и защитит, и добрая, нежная мама, и любимые бабушка с дедушкой, и другие родные – большая и дружная семья, в которой у каждого для него найдётся ласковое слово и небольшое угощение.
С нежностью и теплом Леонид Агеев воссоздаёт портреты своих близких, которые становятся героями этой автобиографической книги. В предисловии автор не без грусти признаётся, что для этого она и была написана – для того, чтобы сохранить в памяти родные лица, подарить им частичку бессмертия, превратив в слова: «Нет уже в живых дяди Коли, тёти Улиты, деда Василия, бабушки Фени, моего отца, Вали, Тамары, тёти Лены Сопочкиной. Умер и Вася Зебницкий два года назад. Их уже нет, но они живут в моей памяти. А если и меня не будет? Я не хочу, чтобы они канули в небытие вместе со мной».
По настроению книга отчасти напоминает «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Здесь тоже много света и детства и при этом с мальчишеской беззаботностью соседствует мир взрослых, полный печали, которую деревенские ребята поймут гораздо позже.
Вошли в книгу также сказки и былички – жутковатые и интересные, в самый раз для вечёрки.
Мила Яковлева