Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2022 г.
  4. № 21 (6835) (25.05.2022)
Многоязыкая лира России

Детство плывёт по реке

25 мая 2022

Индира Зубаирова

Поэт, прозаик. Помощник режиссёра в Театре оперы и балета Республики Дагестан. Стипендиат Главы РД. Автор книги «Чердаки Анжи».


 

* * *

Мне Родина –

      пандур и праздный стол.

           Мне дом –

                тоска и мать – певучесть лиры

 

и кротость –

      пара глаз в дырявый пол,

             а детство –

                тень плакучей старой ивы.

 

И на пороге гость –

       телесный враг.

           Еда мне –

               горький хлеб под слоем соли.

 

Сын матери – не друг мне

        и не брат

          по Божьей неожиданнейшей воле.

Мне Родина –

     пандур и голос лир,

        а я умчалась

             за другой святыней,

 

и в стенах

    одинаковых квартир

        чужое остаётся мне

             чужбиной.

 

* * *

Не содрогнулась ветвь. Промёрз ручей.

Больной фонарь моргнул не в первый раз.

Забудется, как звучен соловей,

когда вокруг не встретишь пары глаз.

 

Плывёт луна по синему пятну

и прячется за сигаретный дым.

Фигура сохраняет тишину

в преддверии беды.

 

И к горечи причастная сова

взлетит и взрежет небо на куски.

О чём полёт? Кого поцеловать

смерть встала у реки?

  

* * *

Есть Женщина в тёмном. Есть

сосок на четыре рта

и девочка, для кого

неведом вкус молока.

Сквозь шторку десятка лет,

мостов, вереницу лиц –

кого-то внезапно нет;

четвёртый средь стаи птиц.

 

Здесь Женщина в чёрном. Горе,

её молоко печалит.

А голос девочки в хоре

Никто никогда не признает.

 

* * *

Стучит по костям неусыпная боль,

и северный ветер ударил в окно.

Наступит ли этой зимою покой –

не верится в это давно.

 

И с горки сбегающий мальчик забыл,

как жадно глоталась сирень.

И девочку в платьице молча любил

рождённый в холодный апрель.

 

И мир разделился на берега два,

а детство плывёт по реке.

Стучат по костям беспощадно слова,

и горечь ползёт по щеке,

 

и северный бьётся о грудь не щадя.

Апрельские тени в стенах.

Я в тысячный раз отпускаю тебя,

с гвоздикою в смуглых руках.


* * *

Свидетелем сделай. Сделай проводником.

Засучи рукава мне, подай савана средь бела дня,

посели на три дня в верандовый старый дом.

Пусть шипит неуклюже в траурном змея.

 

Огласи моё тело продолжением всех фигур.

Отними слова дар и наследство – чему не быть,

пусть звучит одиноко расстроенный пандур

и услышит пришедший гвоздиковые цветы.

 

* * *

– Прохожий, щёлкни девочку на фоне,

Чтобы сказать: жила и было море,

что на ресницах луч играл и ветер.

Ни первая, последняя на свете.

 

Вернись к маршруту. Наслаждайся жизнью.

Но тонкой-тонкой, незаметной нитью.

Прохожий, вспомни девочку на фоне.

И море… было море?

Тэги: Поэзия Дагестана Индира Зубаирова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Путник, радуйся дороге

    06.03.2025
  • Круглый год пора цветенья

    28.09.2022
  • Гордое дело

    25.05.2022
  • Чтоб в доме звучала лезгинская речь...

    25.05.2022
  • Утро прожито не зря

    25.05.2022
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Быть благодарным – не обуза

    89 голосов
  • Мой памятник останется в горах

    83 голосов
  • Строфы любви

    39 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS