После очередного, надеюсь, финального выпуска нескончаемого сериального цикла «По законам военного времени», который анонсировался как фильм про войну и победу, а на самом деле, как и все предыдущие выпуски цикла, описывал гламурно-детективные приключения каких-то загадочных военных юристов, Первый канал показал сериал «Неопалимая купина», от которого пахнуло правдой.
Это экранизация двух повестей Бориса Васильева – «Неопалимая купина» и «Встречный бой», которая стала поводом для кинематографической фантазии сценаристки Елены Долгопят и режиссёра Дмитрия Тюрина. Они добавили в прозу известного писателя и драматизма, и мелодраматизма. Но поклонники Васильева, думаю, не в обиде. Тут тот случай, когда придуманное и сделанное по «мотивам» произведения не противоречит лейтмотиву.
Главное, что остановило внимание и заставило смотреть этот сериал, – его непохожесть на те ленты и телепередачи с дежурным патриотизмом, что переполняют экраны особенно в канун 9 Мая. Привлекла в первую очередь Клавдия Коршунова, исполнительница главной роли, – чего только не перенёсшей, «несгораемой» Тони Иваньшиной, которая и герой войны, и её жертва. Которой веришь, как очень редко бывает на ТВ. Вообще, этот сериал отличает стремление к подлинности. Всего: лиц военного времени, отношений, характеров, улиц провинциального городка, вокзала, базара, трамваев, жилищ, посуды, одежды и причёсок героев (художники-постановщики Сергей Гудилин, Валерий Сорокоумов, Никита Трубецкой и Анна Смехова).
Необыкновенная фронтовая судьба главной героини, командира полковой разведки, её последний бой, ранение, демобилизация, потом врастание в обыкновенную, мирную жизнь, любовь, жертвенность, инерция поведения по законам фронтового братства, когда сразу понятно, кто хороший, кто плохой, когда бескорыстие и самоотверженность – норма. Но в мирной жизни другие законы.
Клавдия Коршунова создала очень живой образ, который принадлежит и тому прекрасному и страшному времени, и как будто укор нашему, прагматичному. Он достоин того, чтобы находиться в одной галерее с ролями, сыгранными её прабабушкой – великой мхатовкой Клавдией Еланской (например, в «Доме, в котором я живу»), дедом Виктором Ивановичем во многих военных фильмах и отцом Александром Коршуновыми («Брестская крепость»). Актриса и её партнёры Софья Лебедева, Арина Шинкина, Валентина Мазунина, Олег Васильков, Андрей Шибаршин и многие другие воссоздали атмосферу послевоенного времени и драму героического поколения. Выжившего, победившего. Отдельно хочется отметить работы Вячеслава Чепурченко, сыгравшего трогательного до слёз юного лейтенанта-инвалида Артёма Быстрова – отважного солдата, связавшегося с бандитами, выдающуюся актрису Ольгу Волкову в небольшой, но запоминающейся роли комендантши, а также Хельгу Филиппову – суровую, странную, но добрую тётку, «заведующую кипятком» на вокзале. И, конечно, Алексея Кравченко в роли отца-одиночки с осколком в голове и Ирину Чериченко, которую многие помнят по роли Искры в экранизации повести Васильева «Завтра была война», сыгравшую здесь завуча-интриганку.
Важная черта: обычно в сериалах на массовых сценах экономят, а здесь каждый, даже полсекунды находящийся в кадре, – характер, за которым интересно наблюдать. Очень много инвалидов, как и было на самом деле. В конце каждой серии, будто «проверка на вшивость», шли документальные кадры с реальными фронтовичками, которые рассказывали о судьбах женщин на войне, о той поре, когда они были молодыми. И надо отдать должное создателям фильма, между исполнителями и их прототипами особого зазора не было.
Очень точно о героях сериала сказал сыгравший возлюбленного Тони Даниил Страхов: «Здесь нет плохих и хороших. Здесь все несчастные. Все осиротевшие люди. И каждый не понимает, как дальше выстраивать свою жизнь. Чем эта картина хороша, она не романтизирует войну. Она не делает из этой войны аттракцион». Да, аттракциона и спекуляций сейчас много, а вот такого фильма о юной фронтовичке, сквозь кровь и грязь пронёсшей способность жертвенной самоотдачи, до сих пор не было.
Непонятно только одно: сделан сериал пять лет назад, а показан на Первом канале только сейчас – почему он так долго лежал на полке?
Александр Кондрашов