Главная идея проекта резонировала с проводимым сейчас в России Годом педагога и наставника. С 11 по 19 сентября, вначале в Московской консерватории имени Чайковского, а потом – в Нижегородской консерватории имени Глинки молодые хормейстеры, студенты училищ, колледжей и вузов со всей России, получили бесценную возможность общения с топовыми хоровым дирижерами нашего времени. Девять дней занятия шли в режиме нон-стоп: со сводным хором в 140 человек работали художественный руководитель и главный дирижёр Академического большого хора «Мастера хорового пения» Радио «Орфей», заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории, народный артист РФ, профессор Лев Конторович; художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова, Государственной академической хоровой капеллы имени А.А.Юрлова, народный артист РФ, профессор Геннадий Дмитряк; ректор РАМ имени Гнесиных, художественный руководитель Гнесинского ансамбля современной музыки «Altro Coro», профессор Александр Рыжинский; декан факультета композиции и дирижирования, руководитель Хора студентов Санкт-Петербургской консерватории, профессор Сергей Екимов; и.о.ректора Академии хорового искусства имени В.С. Попова художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории и Тульского государственного хора, профессор Александр Соловьев. А на финальном этапе к ним присоединился доцент Нижегородской консерватории, руководитель камерного хора «Нижний Новгород» Иван Стольников.
Благодаря онлайн-трансляциям за репетициями, творческими встречами и дискуссиями в рамках круглого стола, за концертами следила вся Россия. Отклики поступали из Кемерово, Новосибирска, Барнаула, Магнитогорска, Казани: коллеги из регионов благодарили за уникальный формат, за щедрость, с которой наставники делились опытом со студентами. А итоговые концерты вызвали особые эмоции: «слушали с трепетом и осознанием великой силы нашего хорового искусства!»
«Подобные проекты были только при народном артисте России, профессоре Борисе Тевлине. В 2007 году он начал проводить похожий проект Национальный молодёжный хор Российских консерваторий, – пояснил инициатор проекта и его художественный руководитель Лев Конторович. – Собственно, воспоминание о таких мероприятиях побудили меня обратиться в Министерство культуры Российской Федерации, которому я очень благодарен за поддержку, Это огромный праздник, большое счастье, что объединились участники из регионов и наши московские студенты под руководством таких замечательных хормейстеров. Очень хорошо, что приехали не только студенты вузов, но и ребята из колледжей, училищ. Для них сразу обозначилась перспектива, ориентиры, как двигаться вперед. На концертах сводный хор звучал блестяще, на уровне самых лучших профессиональных коллективов. Мне кажется это прекрасный урок для нас всех – и для молодых дирижеров, и для их наставников. Важно, чтобы такая творческая лаборатория стала постоянно действующей, чтобы мы могли организовывать такие ассамблеи регулярно – скажем, раз в два года».
Каждый из дирижеров предложил свой репертуарный лист, исходя из личных пристрастий и творческих амбиций. Единственным условием проекта было обязательное включение музыки Сергея Рахманинова, юбиляра этого года. В поле зрения была и другая круглая дата – 100-летие с момента основания кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. Поэтому звучали опусы прославленных синодалов. По мнению Александра Рыжинского, «Николай Семенович Голованов – еще не до конца оцененный в нашей стране гений в сфере хоровой музыки. Мы его чтим как симфонического дирижера, а как композитор он опирается на традиции русской хоровой школы, Синодального училища. Как его выпускник, он тонко понимает природу хоровой фактуры духовной музыки. Виктор Калинников также имел отношение к Синодальному училищу, преподавал там, и его сочинения – настоящий учебник русской хоровой кантилены».
Каков итог творческой лаборатории? Все дирижеры были единодушны в своих оценках: «Перед нами стояла задача в короткие сроки создать единый коллектив, и в целом получилось добиться вовлечения в единую манеру исполнения, понимания, что такое хоровое легато, артикуляция слов, как текст воплощается в музыке. Эта педагогическая задача была достигнута, и объединение всей хоровой России состоялось», – подчеркнул Александр Рыжинский.
На концертах свое искусство демонстрировали мастера разных поколений – все яркие индивидуальности. Сильнейшее впечатление оставили трактовки фрагментов из «Всенощного бдения», выбранные Геннадием Дмитряком. Точно выстроенная драматургия, эффект колокольности, воссозданный голосами, безукоризненное произношение текста – такой Рахманинов надолго станет образцом для подражания. Конек Александра Соловьёва – сочинения современных композиторов. Произведения Ефрема Подгайца и Кузьмы Бодрова были написаны прямо перед началом творческой лаборатории, и молодые певцы оказались первыми исполнителями новинок. Прозрачное, почти импрессионистическое звучание хора в этих опусах сменилось затем дерзким, колючим саундом в «Эпиталаме» Щедрина. Это сложнейшее по штрихам, ритмике и гармоническому языку сочинение на стихи Давида Бурлюка было исполнено с азартом и бравированием легкостью и свободой, что идеально отвечало содержанию текста: «Каждый молод, молод, молод, в животе чертовский голод». Кстати, Щедрин, посмотрев трансляцию Телевидения Московской консерватории, дал самый высокий отзыв об этой интерпретации.
Сергей Екимов, будучи не только дирижером, но и очень популярным композитором, автором множества великолепных хоровых партитур, предложил участникам творческой лаборатории выучить несколько своих духовных сочинений. Это был отличный опыт взаимодействия с живым композитором, который в свою очередь не скрывал восторга: «Счастлив, что моя музыка “поедет” в регионы, что студенты увезут ноты с собой, покажут своим педагогам – в этом смысле Ассамблеи популяризируют современных композиторов. Кроме меня ведь хор разучил сочинения Щедрина, Подгайца, Бодрова, Корягина, Дубравина, получил представления о стилях этих авторов, о подходах, как эту музыку исполнять».
В Нижнем Новгороде ребята за два дня разучили произведения местных композиторов – Льва Сивухина и Эдуарда Фельтермейстера, прикоснувшись к традициям волжской хоровой школы.
Лев Конторович мудро выстроил свою программу от Рахманинова к современности, также предложив студентам свою музыку – цикл на стихи Мандельштама. А завершил неожиданной шуткой – обработкой «Итальянской польки» Рахманинова, легкомысленной, обаятельной, в которой дирижер позволял себе иногда игриво «дернуть ножкой». Демократичность, отсутствие зашоренности, стопроцентная отдача – такими предстали мэтры отечественного хорового дела, еще раз подтвердив, что эта профессия в России – в надежных руках. Параллельно с репетициями в Академии хорового искусства имени В.С. Попова проходило общественно-значимое мероприятие в рамках Национального проекта «Культура» – семинар «Взаимодействие с работодателями и стратегии построения карьеры», посвящённый проблемам профориентации на кафедрах и отделениях хорового дирижирования, коммуникации с работодателями, межвузовской коллаборацией и т.д.
Эта озабоченность будущим молодежи – характерная черта российского учительства: педагоги у нас, как правила, по-отечески относятся к своим студентам, ведут их не только в учебе, но и по жизни.
В завершении стоит сказать слова благодарности Минкультуре РФ, поддержавшей эту Ассамблею, Фонду развития творческих инициатив и Фонду «Мир высокого искусства», которые организовали всю логистику, репетиционный процесс, обеспечили комфортные условия работы для всех участников. Знаменитый хормейстер прошлого Александр Свешников говорил: «Самый доступный и действенный способ привлечения людей к высокой музыкальной культуре лежит через хоровое пение». Эти слова актуальны и в наши дни.