Александр Кондрашов
Почему «…хороший день» был нехорош?
Стал смотреть этот вышедший ещё весной фильм с надеждой – талантливого режиссёра Кирилла Белевича мы хвалили за сериалы: лирико-комедийного «Казанову» и исторически-детективного «Начальника разведки». Также в новом лирико-комедийном фантазийном фильме Кирилла Белевича привлекла исполнительница главной роли – нежная и трепетная Анастасия Талызина. Мы её отмечали в камерной драме «Кентавр», а также в «Воздухе», хотя резко критиковали сценарий фильма.
В «Одном хорошем дне» причина неуспеха тоже в сценарии. Интересна задумка: провинциалка Катя, одержимая идеей уехать из своего родного города в Москву, садится в машину (лодку, поезд, вертолёт...), но постоянно возвращается в одно и то же похмельное утро в Жупе. Первое, что заставило поморщиться, – название места действия. Города Жупы в России нет, но прямолинейная метафора бьёт под дых: неужели провинциальная Россия – сплошная Жупа?
Хрупкая жупинка Катя, мечтающая стать модельером в Москве (надоевший штамп, а о чём-то ещё мечтать барышня из провинции не может?), живёт с матерью (Ирина Пегова) в доме с садом и огородом на высоком берегу красивейшей реки. Влюблённый в Катю парень приезжает с подарком – тележкой навоза, что маме очень нравится, а Катю бесит. Парень зовёт девушку на речку, где собрались друзья, Катя едет и пьёт там шампанское из горла. Смотреть на это неприятно – почему столичные кинематографисты считают, что русские провинциалки чуть что начинают пить из горла? На живописном берегу реки влюблённый парень делает Кате предложение, но тут на пикник приезжает её знакомая, которая уже обосновалась в Москве, и подруги срываются якобы для того, чтобы пополнить запасы вина, а на самом деле Катя хочет с ней уехать в Москву. И они едут, продолжая пить шампанское из горла, едут, пьют, едут... Просыпается Катя в постели подруги с её женихом, прыгает в окно, спасаясь от ревнивой невесты, попадает на площадь, где певица Наташа Королёва репетирует выступление ко Дню города – она тоже, оказывается, родилась в Жупе (а разве не в Киеве?). Во время установки декорации на неё проливается ведро с белилами, Катя же мчится на вокзал, садится на поезд в Москву и... опять просыпается в чужой постели. И всё это с небольшими изменениями, но неизменными белилами на голове Королёвой повторяется раз пять. Когда героине и нам это всё порядочно надоедает, стал прорезываться какой-то смысл. Симпатичный парень-шофёр (Роман Евдокимов) подсказывает Кате: её не отпускает родной город, потому что она по-человечески не простилась с ним, не попросила прощения у всех, кого обидела. А обидела она многих...

И стало понятно, что ещё мешает смотреть фильм. Трудно поверить, что героиня с воздушными внешними данными Талызиной может так походя, цинично обижать всех, начиная с родной матери, понукать окружающими и лакать шампанское из горла. Когда Катя просит прощения у матери и заботится о бабушке (Раиса Рязанова), я Талызиной верю, когда хамит – нет.
Да и вся история с бегством в Москву, с одной стороны, слишком банальная, с другой – фальшивая. Девушке уже 21, почему она сразу после школы не пробовала поступить в текстильный, если она так хочет стать модельером?
В фильме много хорошего: прекрасные актёры, стремительный темпоритм, напомнивший «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова, удивительно красивые виды города и Оки (снимали фильм, кажется, в Касимове), но... когда сценарий хромает на обе ноги, фильм идёт плохо.
На что похож «Плагиатор»?
Режиссёр Антон Мегердичев тоже когда-то снял неимоверно успешный фильм («Движение вверх»), но следующий (исторический блокбастер «Сердце пармы») ожидаемого успеха не имел, более того, вызвал недоумение. Видимо, крещение русскими проповедниками пермяков зимой в Каме и то, что в центре фильма оказался князь, предавший московского государя, не слишком понравилось зрителю.
Ещё большее недоумение вызвал недавно стартовавший в прокате «Плагиатор», он сюжетно очень напомнил «Один хороший день». Тут тоже дежавю, только в центре – герой (кстати, его играет исполнивший роль мудрого шофёра в «Одном хорошем дне» Роман Евдокимов), который многократно улетает в прошлое (лето 91 го года) и возвращается в настоящее. И тоже пытается что-то почерпнуть в этих улётах, чтобы изменить настоящее. А настоящее не так уж и плохо, герой – молодой, красивый, живёт в квартире на Арбате у замечательной любящей обеспеченной девушки (Стася Милославская), одно плохо – её богатый отец (Максим Лагашкин) не разрешает им официально оформить брак, так как герой не в состоянии содержать его дочку.
Действительно, он музыкант, но сочинить какую-то хорошую, тем более популярную песню у него не получается, а хорошо петь в караоке не профессия. Итак, он постоянно ныряет в прошлое, пытаясь изменить жизнь то своей матери (роскошная Аглая Шиловская), то отца возлюбленной (Максим Лагашкин) и таким образом свою жизнь, но доныривается до того, что, изменив прошлое и сказочно разбогатев, теряет свою настоящую возлюбленную.
И зачем всё это было? Причём здесь плагиат? Приём с дежавю очень интересный и многократно удачно использовался в кинематографе, но если в «Одном хорошем дне» хоть какая-то мысль была, то здесь какая? Ведь у героя один недостаток, он бездельник, и даже к концу фильму он не приходит к тому, что наконец нужно заняться делом.