Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 июля 2025 г.
  4. № 29 (6993) (23.07.2025)
Телеведение

Дежавю на Арбате и в Жупе

Об «Одном хорошем дне» и «Плагиаторе»

23 июля 2025
Егор (Роман Евдокимов) на Арбате 1991 года

Александр Кондрашов

Почему «…хороший день» был нехорош?

Стал смотреть этот вышедший ещё весной фильм с надеждой – талантливого режиссёра Кирилла Белевича мы хвалили за сериалы: лирико-комедийного «Казанову» и исторически-детективного «Начальника разведки». Также в новом лирико-комедийном фантазийном фильме Кирилла Белевича привлекла исполнительница главной роли – нежная и трепетная Анастасия Талызина. Мы её отмечали в камерной драме «Кентавр», а также в «Воздухе», хотя резко критиковали сценарий фильма.

В «Одном хорошем дне» причина неуспеха тоже в сценарии. Интересна задумка: провинциалка Катя, одержимая идеей уехать из своего родного города в Москву, садится в машину (лодку, поезд, вертолёт...), но постоянно возвращается в одно и то же похмельное утро в Жупе. Первое, что заставило поморщиться, – название места действия. Города Жупы в России нет, но прямолинейная метафора бьёт под дых: неужели провинциальная Россия – сплошная Жупа?

Хрупкая жупинка Катя, мечтающая стать модельером в Москве (надоевший штамп, а о чём-то ещё мечтать барышня из провинции не может?), живёт с матерью (Ирина Пегова) в доме с садом и огородом на высоком берегу красивейшей реки. Влюблённый в Катю парень приезжает с подарком – тележкой навоза, что маме очень нравится, а Катю бесит. Парень зовёт девушку на речку, где собрались друзья, Катя едет и пьёт там шампанское из горла. Смотреть на это неприятно – почему столичные кинематографисты считают, что русские провинциалки чуть что начинают пить из горла? На живописном берегу реки влюблённый парень делает Кате предложение, но тут на пикник приезжает её знакомая, которая уже обосновалась в Москве, и подруги срываются якобы для того, чтобы пополнить запасы вина, а на самом деле Катя хочет с ней уехать в Москву. И они едут, продолжая пить шампанское из горла, едут, пьют, едут... Просыпается Катя в постели подруги с её женихом, прыгает в окно, спасаясь от ревнивой невесты, попадает на площадь, где певица Наташа Королёва репетирует выступление ко Дню города – она тоже, оказывается, родилась в Жупе (а разве не в Киеве?). Во время установки декорации на неё проливается ведро с белилами, Катя же мчится на вокзал, садится на поезд в Москву и... опять просыпается в чужой постели. И всё это с небольшими изменениями, но неизменными белилами на голове Королёвой повторяется раз пять. Когда героине и нам это всё порядочно надоедает, стал прорезываться какой-то смысл. Симпатичный парень-шофёр (Роман Евдокимов) подсказывает Кате: её не отпускает родной город, потому что она по-человечески не простилась с ним, не попросила прощения у всех, кого обидела. А обидела она многих...

Катя (Анастасия Талызина)

И стало понятно, что ещё мешает смотреть фильм. Трудно поверить, что героиня с воздушными внешними данными Талызиной может так походя, цинично обижать всех, начиная с родной матери, понукать окружающими и лакать шампанское из горла. Когда Катя просит прощения у матери и заботится о бабушке (Раиса Рязанова), я Талызиной верю, когда хамит – нет.

Да и вся история с бегством в Москву, с одной стороны, слишком банальная, с другой – фальшивая. Девушке уже 21, почему она сразу после школы не пробовала поступить в текстильный, если она так хочет стать модельером?

В фильме много хорошего: прекрасные актёры, стремительный темпоритм, напомнивший «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова, удивительно красивые виды города и Оки (снимали фильм, кажется, в Касимове), но... когда сценарий хромает на обе ноги, фильм идёт плохо.

На что похож «Плагиатор»?

Режиссёр Антон Мегердичев тоже когда-то снял неимоверно успешный фильм («Движение вверх»), но следующий (исторический блокбастер «Сердце пармы») ожидаемого успеха не имел, более того, вызвал недоумение. Видимо, крещение русскими проповедниками пермяков зимой в Каме и то, что в центре фильма оказался князь, предавший московского государя, не слишком понравилось зрителю.

Ещё большее недоумение вызвал недавно стартовавший в прокате «Плагиатор», он сюжетно очень напомнил «Один хороший день». Тут тоже дежавю, только в центре – герой (кстати, его играет исполнивший роль мудрого шофёра в «Одном хорошем дне» Роман Евдокимов), который многократно улетает в прошлое (лето 91 го года) и возвращается в настоящее. И тоже пытается что-то почерпнуть в этих улётах, чтобы изменить настоящее. А настоящее не так уж и плохо, герой – молодой, красивый, живёт в квартире на Арбате у замечательной любящей обеспеченной девушки (Стася Милославская), одно плохо – её богатый отец (Максим Лагашкин) не разрешает им официально оформить брак, так как герой не в состоянии содержать его дочку. 

Действительно, он музыкант, но сочинить какую-то хорошую, тем более популярную песню у него не получается, а хорошо петь в караоке не профессия. Итак, он постоянно ныряет в прошлое, пытаясь изменить жизнь то своей матери (роскошная Аглая Шиловская), то отца возлюбленной (Максим Лагашкин) и таким образом свою жизнь, но доныривается до того, что, изменив прошлое и сказочно разбогатев, теряет свою настоящую возлюбленную. 

И зачем всё это было? Причём здесь плагиат? Приём с дежавю очень интересный и многократно удачно использовался в кинематографе, но если в «Одном хорошем дне» хоть какая-то мысль была, то здесь какая? Ведь у героя один недостаток, он бездельник, и даже к концу фильму он не приходит к тому, что наконец нужно заняться делом.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Самый, самый, самый

    19.07.2025
  • Авангард и авангардность

    17.07.2025
  • Чужие деньги в своих карманах

    16.07.2025
  • Пара оттенков розового

    12.07.2025
  • Неизжитая нетерпимость

    11.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Презентация Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS