Ситуация почти анекдотическая: сотрудница «Литературной газеты», вымотанная командировочным перелётом, приземлившись в Домодедове, решила воспользоваться такси. И за поездку из аэропорта в Москву (54 километра) заплатила… 3200 рублей! Что официально подтверждено фирменной квитанцией «Нового жёлтого такси». Но не на «Порше» же она каталась! И не фуру арендовала! Мы поинтересовались и выяснили: таких пострадавших от таксистов сколько угодно…
P.S. О том, как работают такси в европейских столицах, читайте материалы корреспондентов «ЛГ» в следующем номере.
Поездка первая
ДОМОДЕДОВСКИЙ ВОДОВОРОТ
Выбор таксопарка я доверила Интернету – серьёзный лейбл «Городское такси» представил себя ещё и официальным перевозчиком аэропорта «Домодедово». Обещанная на сайте цена из моего Южного порта в Домодедово одна из самых высоких – 1200 рублей. На мой вопрос, предоставят ли мне документ для отчёта перед бухгалтерией, обворожительный диспетчерский голос пробурчал: «Ну хотите, мы вам чек пробьём?» Ещё как хочу!
В назначенное время я мягко погрузилась в видавшее виды, но всё ещё очень комфортное «Пежо 406». Тщетно поискав на приборной панели таксометр, глаза мои успокоились на навигаторе – и то хорошо! Водителем оказался молодой человек, уверенно владеющий рулём. Он охотно отозвался на моё желание поболтать о жизни, о зарплате, о пробках. Официально в «Городском такси» платят водителям… 3 тысячи рублей! В общем, даже если очередной кризис не съест пенсионные накопления, про обеспеченную старость можно забыть. Неофициальная же, из конвертика, зарплата – 30–40 тысяч в месяц. Что ж, тоже негусто – при такой-то работе и при таких ценах. Но – удивительно! – какие нелюбопытные нынче налоговые инспекторы пошли!.. И вот подъезжаем к Домодедову. На прощание я получаю аккуратно заполненную квитанцию – без печати. А обещанного чека так и не дождалась…
Пообщавшись с милиционером по поводу моей фотокамеры (оказывается, снимать в аэропорту нельзя), я отправилась на разведку. Проигнорировав стойку «Городского такси» (их обратный тариф мне известен – 1600 рублей), я вышла на площадь перед зданием аэропорта. «Человек-громкоговоритель» гулко уговаривал въезжающие машины, не задерживаясь на площади, проезжать на стоянку. Тут же топталась группа греющихся «беленькой» мужичков, привычно окликающих проходящих: «Такси не нужно?» Это частники, но не ими я сейчас интересуюсь.
Тут я заметила, что машины на площади намеренно замедляют ход и у многих на окнах белеет табличка «свободно». Водитель первого же такси – грязноватого «Рено Логан» – распахнул мне дверь. Цену без торга – 1200 рублей – водитель, разговорчивый и вполне грамотно изъясняющийся по-русски кавказец, показал мне по заламинированному прейскуранту с печатью. Мог бы, кстати, и запрятать его подальше, запросив с меня полторы, а то и две тысячи. Не стал… Значит, выгодно? Фирменная квитанция здесь тоже нашлась. Вот тут-то водитель и ошарашил меня:
– Вам заполнить или вы сами? – И объяснил, хитро улыбаясь: – Командировочные девушки обычно просят не заполнять… Сумму можете написать любую.
Сославшись на нежелание портить отношения с начальством, я озаботила его заполнением квитанции.
В дороге разговорчивый южанин поведал, что фирма «Формула такси», которой принадлежал «Логан», тоже является официальным перевозчиком аэропорта Домодедово и даже имеет свою стойку в аэропорту. Принцип работы этой конторы таков: водитель не нанимается как обычно на зарплату, а берёт у таксопарка в аренду машину и рацию (в среднем по Москве аренда обходится в 1500 рублей в день). Более того – с каждого заказа фирме отдаётся 20% (за «находку» клиента?). Со стойки в Домодедове 30% получает ещё и «аэропорт». То есть к цене по прейскуранту прибавим ещё 400–600 рублей. И, официально заказав машину на стойке такси, я заплатила бы 1600–1800 рублей, а не 1200.
К вечеру, слегка очумевшая от общения, я наконец добралась до дома – поездка туда и обратно обошлась мне в 2400 рублей. Должна сказать – Домодедово производит гнетущее впечатление: толпы «зазывал» и полный разброд в ценах. Хотя на сайте аэропорта тарифы на услуги такси указаны совершенно определённо. В Юго-Восточный округ по этим ценам меня должны были везти за 1600 рублей на простенькой иномарке вроде того же «Логана». Почему же тогда у перевозчиков, услугами которых я пользовалась, цены другие?
Поездка вторая
ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЕ «ТОНКОСТИ РЕМЕСЛА»
Для поездки в Шереметьево я выбрала фирму «Такси-Ритм». Цена поездки – 1000 рублей. С 5-минутным опозданием под моими окнами появилось белое «Рено Логан». Молодой водитель был лёгок в общении, поездка обещала быть информативной. Подвели столичные магистрали – жуткая пробка привязала нас к машине часа на три.
Как выяснилось, «Такси-Ритм» тоже работает по принципу аренды. Мой водитель как раз нервничал из-за того, что не успевал внести арендную плату, что грозило ему неким «стоп-листом», то есть лишением заказов на следующий день. Невольно мне пришлось подслушать его телефонный разговор с начальством об отсрочке платежа. Выяснилась ещё одна проблема – спал водитель перед выездом, по его признанию, лишь 4 часа (!), а ночью собирался снова работать. Как-то не по себе от такой «работоспособности». Такое дорожно-опасное отношение ко сну среди таксистов, оказывается, не редкость. Нашей сотруднице, о которой говорилось вначале, за свои 3200 рублей пришлось в буквальном смысле будить засыпавшего за рулём водителя! Но я, к счастью, добралась до Шереметьева без подобного экстрима.
Пожалев потраченное водителем время, я согласилась на обратную поездку с ним же. Мы условились, что я позвоню ему на мобильный, как только освобожусь, тем самым мы сэкономили плату за стоянку. Машина просто покинула на это время пределы аэропорта и по моему звонку подъехала обратно. Так что все ссылки таксистов на дороговизну парковок – это миф. Те же «завлекалы» находят клиентов, вызывают по телефону машину, стоящую за пределами платной стоянки, и получают половину от оговорённой цены. То есть если бы я брала машину в аэропорту, стоимость возросла бы как минимум в два раза, а таксист получил бы ту же тысячу. Все эти «тонкости ремесла» он рассказал мне, пока мы перебирались из одной столичной пробки в другую.
Итак, условившись с водителем, я занялась мониторингом цен на обратную дорогу. В фирменном окошечке «ТАКСИ» мне насчитали 2200 рублей, то есть за то же расстояние я должна была бы выложить на 1200 рублей больше. На улице подвыпившие «зазывалы» соблазняли меня поездкой за 2000 рублей. Если же заказывать такси заранее по телефону, то цена в зависимости от фирмы колеблется от 1200 до 1800 рублей. Мне, честно говоря, непонятно, за что с меня берут лишнюю тысячу, если не нужно гнать машину из города и платить за стоянку. Снова дань «аэропорту»? За что? За светящуюся стойку?
На обратном пути водитель поделился со мной сложностями своего хоть и любимого, но всё же тяжёлого ремесла. Оказывается, быть частником нынче невыгодно. Таксопарки всё-таки обеспечивают заказы, машины, стабильность. В завершение поездки я в очередной раз получила предложение заполнить квитанцию самостоятельно. Сей документ был отмечен в этот раз яркой фирменной печатью. Но о кассовом чеке ни слова…
Итак, поездка туда и обратно обошлась мне в 2000 рублей только потому, что пользовалась я услугами одного и того же водителя. Проблемы же в Шереметьеве всё те же, что и в Домодедове. Плюс спрогнозировать стоимость поездки на такси из аэропорта заранее практически невозможно. Официальных перевозчиков у Шереметьева три: ООО «Транспаркинг», ООО «Автотранс» и ООО «Такси-Шер». Но найти в Интернете тарифы на их услуги мне так и не удалось… Странная конспирация!..
Поездка третья
ВНУКОВСКИЙ ЧЕК
Выбирая фирму для поездки во Внуково, я решила довериться «Новому жёлтому такси». У парадной меня поджидал престижный «Форд Мондео». Оказывается, мне повезло, и за свои экономфинансы я получила так называемое VIP-такси. Здесь я обнаружила таксометр. Это чудо встретилось мне впервые за время моего расследования. И хотя он не работал (тарифы на поездку в аэропорт фиксированные), водитель с удовольствием объяснил мне, как действует сей агрегат. Таксометр на ходу отсчитывает километраж (22 руб./км днём), но, как только скорость падает ниже 5 км/ч (например, в тех же пробках) переходит на почасовой тариф (480 руб./час).
Позже я позвонила в отдел претензий НЖТ (надо же всё-таки выяснить, как разорили нашу коллегу на 3 тысячи с гаком). На руках у меня фирменная квитанция, в которой указан и номер машины (В154РВ), и пункт назначения (метро «Щёлковская»), и даже подпись водителя (к сожалению, неразборчивая). На моё недоумение по поводу заоблачной суммы мне разъяснили, что их компания тоже работает по арендному принципу. И беря случайного пассажира, водитель сам устанавливает расценки. А в квитанции может написать любую сумму.
Выходит, садясь на улице или в аэропорту в такси, вы вынуждены торговаться точно так же, как и с «бомбилой». А твёрдые тарифы действуют только по предварительному заказу.
Так чем тогда таксист отличается от частника? Шашечками?
Но возвращаюсь к расследованию. Побыв «важной персоной», на прощание я в который раз получила предложение заполнить квитанцию самой… О чеке и разговора нет. Заплатив оговорённые 1300 рублей, я отправилась в здание аэропорта – разыскивать стойку такси. Объявленная цена здесь, признаться, не сбила меня с ног: 1500 рублей за «Волгу» и 1700 – за иномарку. Дальше по плану – общение с «зазывалами». Эти дяденьки во Внукове удивительные – в форме, с рацией и греются горячим чайком, а не «беленькой». И никаких тебе толп нахрапистых, перегарных мужиков!
Заказ меня попросили оплатить на стойке такси. Ещё раз проходить досмотр при входе в здание аэропорта не хотелось, и я попросила оформить всё здесь же. В результате «зазывала» сам пошёл с моими деньгами к стойке и принёс уже заполненную квитанцию с приколотым к ней кассовым чеком. Это был мой первый чек за всё время расследования!
Хотя Внуково и самый близкий для меня аэропорт, поездка сюда обошлась дороже всего (2800 туда и обратно). И если в Домодедове и Шереметьеве вы можете исхитриться и серьёзно сэкономить или, наоборот, разориться по полной программе, то здесь всё тихо, благочинно и, я бы сказала, недёшево. Одним словом – порядок. Безальтернативный, попахивающий монополизмом, но – порядок.
Предварительные итоги
ОФИЦИАЛЬНОЕ «КРЫШЕВАНИЕ»?
Судя по всему, весь беспредел, связанный с частным извозом, вместе с самими частниками плавно переместился в «официальный» таксомоторный бизнес. И первое, что мешает таксопаркам радовать пассажиров и иметь твёрдые тарифы, – это отсутствие кассового чека. Между тем по нашему законодательству нельзя принимать наличные деньги без кассового аппарата или бланков строгой отчётности. Из пяти контор, услугами которых мне довелось воспользоваться, кассовым чеком меня одарили только в одной. Квитанции с печатью или без, которыми так кичатся бывшие «бомбилы», – это филькина грамота. Для жалоб, как показал мой разговор с отделом претензий НЖТ, они не годятся, официально оплатить по ним командировочные нельзя. С таким же успехом любой частник может оставить свой автограф на газетном обрывке.
Что касается цен, то они не намного выше, чем в других европейских столицах. Например, трансфер (фиксированный тариф) из того же Шереметьева в мой родной Южный порт чуть больше 60 евро, это где-то 1,5 евро/км. Вполне сопоставимо с тем же Берлином.
Но предположить заранее, сколько с вас возьмут денег, если вы не заметили заветную стойку «ТАКСИ», практически невозможно. Напомню: водитель сам определяет тариф и даже таксометр настраивает по своему усмотрению. Да и классическая схема распределения доходов – прибыль фирмы, налоги, зарплата – здесь не действует. Половину ваших денег получают навязчивые ушлые дядьки, вылавливающие клиентов, или же «аэропорт», собирающий как дань 30%.
Тарифы на поездки по городу тоже невелики, но чтобы доехать в соседний микрорайон, только самый небережливый воспользуется такси. Ведь если в европейских столицах вы заплатите 2–3 евро за посадку (где-то 100 рублей) и дальше езжайте хоть до соседней булочной, то в Москве, даже если вы сели и тут же вышли из машины, вы обязаны оплатить минимальный заказ, а это уже 250–400 рублей. Нашим гражданам в булочную на такси точно не проехаться. Да и тарифы у большинства московских перевозчиков своеобразные: по минутам (в среднем 8–10 руб./мин), а не по километражу. И вправду, зачем им таксометр?
Уже совсем скоро в Москве в силу должен вступить «Закон о такси», принятый наконец в этом году депутатами Гордумы. И водители, и машины должны будут соответствовать определённым требованиям. Все таксисты, возившие меня, стандартам этим в целом соответствовали (знание языка, города, стаж вождения). Машины тоже не разваливались по дороге. Так что закон, скорее, направлен против частного извоза. Но будет ли больше порядка в официальных таксопарках? По-моему, едва ли. Правда, чтобы попасть в список поддерживаемых городом фирм, они обязаны будут оснастить машины кассовыми аппаратами и таксометрами. Только вот на все мои вопросы о такой технике водители отвечали взмахом руки – без слов. О законе таком они и не слышали. «Какой таксометр? Вот часы, вот километраж! Вот тебе и таксометр!» – таков дословный ответ.
А как город собирается возместить недостаток изгоняемых законом «бомбил»? Ведь и сейчас уже нехватка такси в Москве катастрофическая. Столице, по подсчётам специалистов, нужно ещё 25 тысяч машин, чтобы соответствовать европейским стандартам. Поэтому пока москвичам приходится быть добычей «бомбил»…
А вывод нашего расследования напрашивается парадоксальный: нет у нас официальных таксопарков, а есть полуофициальные организации, «крышующие» «бомбил» и собирающие с них дань. И цены на услуги такси определяются не затратами и налогами, а «левой ногой» водителя.
В связи с этим хотелось бы обратиться к московским властям – к Мосгордуме, правительству города и даже к прокуратуре. Может быть, помимо принятия «Закона о такси» нужно навести элементарный порядок, опираясь на уже существующие постановления и законы? Ведь та же необходимость использования кассовых аппаратов при наличном расчёте давным-давно прописана в законе. И беспредел у нас не столько от отсутствия законов, сколько от нашего пресловутого «правового нигилизма».
Новые законы, несомненно, нужны, но их ценность равна квитанциям, разбрасываемым таксистами, если не обеспечить их повсеместное исполнение. Так не пора ли выгнать властной метлой «зазывал» из аэропортов и вокзалов (одно это снизит цену как минимум вдвое) и поручить налоговой инспекции порыться в бухгалтериях таксопарков?
Что касается тарифов, без здоровой конкуренции, конечно, нельзя, но город должен ограничивать ценовой беспредел и водительскую жадность. Не может таксист сам устанавливать цену!
Займитесь этим вопросом, уважаемые городские власти! Иначе не быть Москве цивилизованным городом и мы так и будем болеть этим затянувшимся «таксикозом».