Сетевой кинематограф стремительно завоёвывает рынок, всё чаще зрители предпочитают смотреть кинофильмы не в кинотеатрах, а на компьютере и даже на телефоне. В показе сериалов и телевидение утратило монополию, более того, всё лучшее (острое, правдивое, современное) появляется в Сети, как и сериал «Почка» режиссёра Марии Шульгиной с Любовью Аксёновой в главной роли.
Аксёнова, кажется, создана для ролей сказочных принцесс, тургеневских девушек и других прелестных лирических героинь: такая счастливая кинематографическая внешность – чистейшей прелести чистейший образец. Но нынче чистота не в моде, добродетели поменялись местами с пороками: наивность – глупость, невинность – постыдная невостребованность, верность – отстой…
В сериале «Почка» главная героиня – капитан пожарной инспекции Наталья Кустова – совсем не соответствует своей ангельской внешности. Она абсолютная дрянь, взяточница, мастерски вытягивающая бабки из владельцев ресторанов, складов, офисов, а в личном плане пресыщенная тварь, готовая тотчас изменить мужу с любым приглянувшимся кобелём. Через слово мат: из-за постоянного запикивания часто непонятно, о чём она говорит. Такой мы видим главную героиню, которую мощно и беспощадно играет Аксёнова, в первых сериях (они короткие – по 25 минут, а всего их 10). Быстро привыкаешь к тому, что эта гадина с внешностью принцессы из «Обыкновенного чуда» переступит через всё что угодно.
И вдруг – кара Господня: внезапно выясняется, что её почки еле работают, вот-вот откажут. Мы с брезгливым любопытством наблюдаем, как быстро она достанет себе почку. Но её можно будет пересадить только по очереди, которая движется так медленно, что пересадки можно не дождаться. Наташа проявляет чудеса наглости и изворотливости, чтобы преодолеть все препоны. По закону донорами могут быть либо родственники, либо умершие люди, близкие которых согласны отдать тело умершего «на органы». Таких не так много, как надо. Поэтому Наташе приходится налаживать отношения с родными, на которых раньше ей было абсолютно наплевать, более того, она и с ними испортила отношения, бессовестно облапошив их при наследовании квартиры умершей бабушки.
Поначалу наблюдаешь за её действиями без сочувствия, как за смертельно раненой змеёй, но режиссёр Мария Шульгина, сценаристка Елизавета Тихонова и прекрасный актёрский ансамбль мастерски переключают наше внимание с циничной Наташи на окружающий её мир, который тоже довольно пакостен, но всё-таки более человечен. А характеры тут интересные, неожиданные, живые, очень современные. Начальница Наташи по пожарному ведомству (Ирина Розанова), получающая свою долю от взяток; муж (Антон Филипенко), как выяснилось, не больно-то любящий свою жёнушку; её мама (Ирина Бякова), вырастившая четверых детей без мужа и потихоньку спивающаяся; сестра (Янина Лакоба) – мать-одиночка, работающая в школе; братья, один (Сергей Двойников) – лоботряс, неудачливый бизнесмен, попавший в тюрьму, другой (Дмитрий Лысенков) – священник, у которого проблемы с попадьёй, да и с верой всё не слава богу.
Они все не ангелы, но, конечно, не такие мерзавцы, как Наташа, которая должна теперь срочно исправиться, говорить родным какие-то хорошие слова, преодолевая себя, совершать какие-то хорошие поступки. И, делая их, она чуть-чуть меняется, и за Наташей становится интересно следить: а вдруг в ней проснётся что-то человеческое? В это, конечно, трудно поверить – горбатого только могила исправит. Но могила-то рядом. Перед лицом смерти все меняются, в ком-то появляется сострадание, в ком-то просыпается что-то вроде совести – не звери же.
Самое интересное в фильме то, что в пробуждение человеческого в этих людях веришь. Отлично сыграны острохарактерные роли Ириной Бяковой, Яниной Лакобой, Дмитрием Лысенковым – семейная ситуация трагифарсовая, гротесковая; но, что удивительно и приятно, артистам веришь. В очень важной роли «внезапно воскресшего» отца Наташи появляется Николай Фоменко, он несколько выбивается из ансамбля (или ошибка в распределении ролей?): похоже, актёр играет скорее водевиль, а не драму, фарс или гротеск. Тем не менее жалко становится всех: и плохих, и хороших. Очень убедителен в роли врача Алексей Розин. Веришь и Григорию Чабану («коллега» Наташи по диализу), и Юлии Яблонской (его мать), они, что очень трудно, достоверно сыграли хороших людей, почти святых, до последнего помогающих Наташе, хотя прекрасно понимают, какая она сугубая грешница.
Путь страданий падшего ангела, её обидных неудач и страшных разочарований в борьбе за почку такой горестный, что и Наташу в конце концов становится жалко. Мы отмечали работы Любови Аксёновой в «Русском бесе» и «Грозе», поставленных Григорием Константинопольским, а также в «Глубже!» и «Рассказах» Михаила Сегала, в фильмах, которые отнюдь не всем пришлись по вкусу, а в «Почке» Аксёнова показала себя как прекрасная драматическая актриса.
В итоге очень хороший получился сериал, напомнивший «Домашний арест», который тоже впервые показан был не на главных каналах страны, а в Сети. На Первом сейчас идёт жуткая вампука из революционной жизни под соответствующим названием «Цыплёнок жареный» про «питерского Беню Крика», садистов-чекистов, гуманистов-анархистов, продажных комсомольцев и наивную восторженную дворянку-революционерку, только что прибывшую из Парижа, – её играет здесь та же Любовь Аксёнова, и тоже хорошо, но сериал такой, что лучше бы не играла.
Брат (Дмитрий Лысенков) и сестра (Любовь Аксёнова)