Новый выпуск посвящён Италии, её истории и культуре. Образ этой страны подан сочно и ярко, он раскрывается подобно спелому плоду граната. Родина оперного искусства, сокровищница живописи эпохи Возрождения, лоно католичества, Италия притягивает и очаровывает однажды и навсегда.
Но, как считает глава редакционного совета «Русской мысли» Виктор Лупан, «у нас не совсем правильное представление об Италии. Да, это прекрасная, красивейшая страна, где интересно и приятно можно провести отпуск. Но итальянцы веками жили бедно на севере Италии, а в южной её части нищенствовали...». «Сегодняшняя Италия совсем другая, – продолжает он. – И проблемы у неё другие. Мы любим её, но когда снова сможем туда поехать, неизвестно. Давайте спросим у распорядителя путешествиями – синьора Коронавируса».
Взаимный интерес
Что же объединяет солнечную Италию и суровую Россию? Общие цели («Незабываемые страницы сотрудничества»), близкие ценности и «поэтическая тяга к барокко» («Страстная любовь»). В материалах августовского выпуска ясно прослеживается мысль о родстве двух стран, об их партнёрстве и культурном взаимовлиянии. Журнал «Русская мысль» стал своего рода «местом встречи» точек зрения представителей этих государств. Под обложкой – два интервью: с Чрезвычайным и Полномочным Послом Италии в России Паскуале Терраччано и Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Италии Сергеем Разовым.
В беседе с Владиславом Переваловым Паскуале Терраччано делится мыслями о развитии итало-российских связей: «Корни наших отношений уходят в далёкое прошлое, в самые первые годы образования Советского Союза, и эти отношения укреплялись даже в самые сложные моменты холодной войны». Он также отмечает: «.мы должны уметь вместе смотреть в будущее, выявляя те приоритетные сферы, которые представляют взаимный интерес для дальнейшего расширения нашего сотрудничества».
Сергей Разов, отвечая на вопрос Карины Энфенджян о состоянии российско-итальянских отношений в условиях действия антироссийских санкций, подчеркнул, что взаимодействие между странами «по ряду важных направлений устойчиво развивается, опираясь на общность наших культур, вековые традиции дружбы и взаимовыгодного сотрудничества». «Отличительной чертой внешнеполитического курса Италии является стремление к поддержанию конструктивного диалога с нашей страной», – добавил он.
Это желание вести диалог горячо поддерживает папа римский Франциск в книге «О пороках и добродетелях», её фрагмент приведён на страницах «Русской мысли». «Травля рождается, когда, вместо того чтобы заниматься поисками самобытности, люди проявляют агрессию к самобытности других». И далее: «Единственный способ «исцелиться» от травли заключается в сочувствии, в том, чтобы жить рядом, вести диалог, слушать другого, посвятить этому время, потому что именно время устанавливает связь».
Принципиально новый взгляд на базовые для всей европейской цивилизации тексты предлагает писатель Вячеслав Катамидзе. В новом выпуске «Русской мысли» – фрагменты его книги «Таинственная Библия» («Загадка Туринской плащаницы»).
Церковь призвана просить о даре веры для неверующих – об этом материал «Учитель благодати Блаженный Августин»: «Осознание абсолютности Дара Веры, полученное им в откровении, научило Августина не пренебрегать теми, кто ещё не верит, милосердствовать о тех, чья вера слаба, верить самому и молиться за тех, кто, как кажется, не уверует никогда».
Какие бы ни лютовали времена
России, её истории, культуре, религии в номере отведено немало страниц. Это, в частности, материал «Благородство, вера и отвага» ко Дню Государственного флага РФ (отмечается 22 августа), статья к 270-летию со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года, донского казака без страха и упрёка и первого русского почётного доктора Оксфордского университета («Донской казак Матвей Платов»), эссе к годовщине августовского путча 1991 года.
В статье «История одного шедевра» Олег Озеров размышляет о картине Александра Иванова «Явление Христа народу», которую «можно читать, как литературно-художественное произведение».
Также в августовском выпуске – путешествие по страницам книг об Италии и итальянцах, стихи и проза, вдохновлённые этой страной: поэтическая подборка Максима Замшева и фрагменты из книги Алисы Даншох. Известная писательница устанавливает своеобразную связь между атмосферой итальянской Флоренции и характером автора «Божественной комедии»: «Данте был типичным флорентийцем, то есть никогда никому и ничего не прощал». И далее: «Кроме упомянутой выше черты истинного флорентийца – не прощать – Данте обладал и другими достоинствами жителей этого города. Был он гордым, самолюбивым, непреклонным, честолюбивым, умным, хватким, непримиримым, категоричным, несговорчивым, бескомпромиссным, недобрым, что не мешало ему одновременно быть верным другом, быть честным, порядочным и прекрасно образованным».
Александр Сенкевич приглашает читателя в путешествие по страницам книги Лолы Звонарёвой и Лидии Кудрявцевой «Потерянный рай Александра Алексеева».
В августе этого года исполняется 120 лет со дня рождения Нины Берберовой. О ней, её книге «Курсив мой» и взаимоотношениях с Ходасевичем пишет Александр Панфилов.
150 лет назад родился Леонид Андреев. Как отметил Александр Балтин, голос этого писателя «не ослабевает, какие бы ни лютовали вокруг времена».
В номере также представлены статьи к 150-летию со дня рождения Теодора Драйзера, 250-летию – Вальтера Скотта, материалы об итальянских художниках Возрождения, бизнес-авиации, путешествиях, спорте, кино и многом другом.
Юлия Могулевцева