Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2016 г.
Библиосфера

Диалог с «внутренним покойником»

17 марта 2016

Павел Крусанов. Царь головы: Рассказы. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – 314, [6] c. – 2000 экз.

«Царь головы» – новая книга Павла Крусанова, автора эпатажных романов «Укус Ангела», «Американская дырка» и «Мёртвый язык», финалиста «Большой книги» и «Национального бестселлера». Книга представляет собой сборник рассказов; как сказано в аннотации – «удивительных историй, современных городских мифов и сказок сродни Апулетовым метаморфозам или рассказам Пу Сун-лина».

Сюжеты рассказов не новы. Читая книгу, не расстаёшься со смутным впечатлением, что всё это уже где-то и когда-то было… Система ссылок и гиперссылок, свойственная постмодернизму, работает как часы. Здесь и обмен телами, о котором не писал только ленивый. И таксидермист-маньяк – настоящий хит психологических триллеров (к тому же напоминающий «Парфюмера» Зюскинда). И трудолюбивый подземный народ карликов, порабощённый алчными людьми… В рамках магического реализма эти легенды вплетены в канву вполне себе узнаваемой действительности и тем не менее воспринимаются как безвкусные фэнтези.

В книге довольно много неудачных и неловких образов. Анекдотичные литературные аллюзии: «И я не в состоянии решить: тварь я дрожащая или тут просто холодно?» Отнюдь не новые философские размышления: «Должно быть, порою люди, как некоторые звери, от тоски своей бессмысленной жизни выбрасываются вон, за границу мира, словно киты на пляж из океана»; «Мир болен временем, а у времени голод на перемены»; «О главном не говорят; Главное чувствуют – это чувство обжигает сердце, и сердце ворочается, как жук бронзовка в кулаке».

Но не совсем понятно, зачем это написано. Великая русская литература (да и вообще мировая классика) приучила нас к тому, что кроме замысла конкретного произведения должна быть и идея, более общая и глубокая. Некая мысль, которая ещё несколько дней будет терзать сознание, не давая нам покоя. И которая оправдывает существование данного артефакта. В «Царе головы» если такая идея и имеется, то закопана она так глубоко, что доступна только избранным. Или только самому автору.

Теперь пару слов о персонажах… Основное свойство героев рассказов заключается в том, что они совершенно незапоминающиеся, несмотря на их яркость, если не сказать экстравагантность. Не помогла и рельефная обрисовка: стоит только закрыть книгу, и эффектные образы лопаются, как мыльные пузыри. Прорисованный и изображённый в мельчайших подробностях персонаж так и остаётся лишь сочетанием черт характера и причудливых метафор – он не оживает и не оживляет нас, не трогает, не западает в душу – а потому и легко забывается.

Мир, который создаёт в рассказах Крусанов, безотраден. Люди в нём легко поддаются сидящему на левом плече чёрту и подпитывают «внутреннего покойника». Любому таланту непременно соответствует порок, равный ему по силе. На восемь главных героев приходится два конченых мизантропа. А тем немногим, кто ещё способен видеть в мире светлое и прекрасное, суждено умереть в ранней молодости от неизвестной врачам болезни, очень похожей на эпилепсию (очередная постмодернистская гиперссылка – в девушке по имени Варя (рассказ «Это не сыр») мы узнаём князя Мышкина). И чтобы читатель окончательно понял, что попал не в сказку, «Царь головы» щедро приправлен кровожадными натуралистическими описаниями.

В целом книга оставляет ощущение оглушительной безнадёжности и стилистической – даже не беспомощности, нет, скорее смысловой выхолощенности. Пустота поглотила и без того небогатое содержание. Читаешь и думаешь: если бы окружающий нас мир действительно был таким, он не стоил бы ни того, чтобы о нём писать, ни того, чтобы в нём жить.



Тэги: Павел Крусанов
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пламя родной Ялани

    22.06.2022
  • Слёт увлечённых

    02.03.2022
  • Честный и яснослышащий

    02.12.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Обретение одухотворяющей идеи

    01.04.2020
  • Обретение одухотворяющей идеи

    13 голосов
  • Прямая речь

    12 голосов
  • Пламя родной Ялани

    8 голосов
  • Разумная душа симфонии

    8 голосов
  • Честный и яснослышащий

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS