Итак, избирательная кампания по выборам третьего президента России идёт...
Может ли она принести какие-то сюрпризы или всё уже предопределено?
– Грядущие выборы я бы назвал концептуально противоречивыми. Путин выдвинул своим преемником человека, который ассоциируется с качествами, набором идей, свойств, прямо противоположными личности самого Путина. И вот этот парадокс нам предлагают принять как должное. Путин – силовик, Медведев – гражданский. Путин – ярко выраженный патриот-государственник, Медведев – носитель либеральных взглядов. Путин – жёсткий руководитель, Медведев – мягкий, обходительный.
И даётся некий намёк: Путин был национально ориентированным главой страны, Медведев же вроде готов повернуть вектор в западном направлении.
, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
– Крайне важно посмотреть, как наши сограждане отнесутся к идее преемственности. Будем смотреть на реакцию соотечественников. Теперь это будет уже вторая проверка президентского курса.
, политолог, публицист:
– Никаких перчинок и изюминок в предстоящих выборах мы не увидим. Всё идёт по сценарию, заведомо триумфальному...
Сначала сценариев было два. Первый известен. Второй планировался под лозунгом «Народный избранник». Это очень сложный сценарий, при нём нужно соблюдать обязательные процедурные параметры, связанные с особенностями полноценной избирательной кампании. Именно в процессе неё могли возникнуть хоть какие-то неожиданности.
:
– В России власть персонализирована, персонифицирована, и российским гражданам приходится решать эту парадоксальную задачу как бы самостоятельно. Понятно, что никаких вменяемых альтернатив на этих выборах нет. У Зюганова и Жириновского – чётко определённый лимит доверия, они не могут рассматриваться как серьёзные конкуренты.
Думаю, что авторитет Путина будет иметь решающее значение, люди проголосуют за его ставленника, считая, что на сей счёт есть какой-то план, специальный, тайный, пока не разглашаемый.
:
– Фактически представлены на выбор все основные политические российские идеологии: либерально-консервативная, олицетворяемая Путиным-Медведевым, коммунистическая, представленная исключительно КПРФ и её лидером Зюгановым, умеренно националистическая в лице Владимира Вольфовича и, наконец, позиционированная как активно западническая, чётко ориентированная на вступление в Евросоюз, персонифицированная кандидатом от «Демократической партии» Богдановым. То есть здесь ещё и решается вопрос о поддержке нашим обществом разных идеологических направлений. Это будет весьма важный индикатор.
:
– Президент Путин заранее обозначил, как будет развиваться страна не только до 2012–2015 годов. Было объявлено, что разрабатываются программы развития России до 2020-го. Имеются в виду программы развития инновационного, научно-технического характера. По сути, нынешний президент берёт ответственность за реализацию этих программ на себя.
Медведев не согласился на дебаты. Он заранее привязан к изначально разработанной схеме поведения, заявлений и чётко в соответствии с этой схемой действует.
Никаких неожиданностей в подобной ситуации ждать не приходится. Даже выступление Жириновского, заявившего, что в случае избрания его президентом он одарит каждого (вплоть до новорождённых) сотней тысяч рублей, не возымеет ни малейшего действия. Ничего более острого в этой предстоящей кампании предположить невозможно.
:
– В выборах нет интриги. Они станут формальной процедурой, закрепляющей решение Путина. Если это решение окажется верным, полезным для страны, будем радоваться. Если станет неверным, будем плакать.
При Путине у нас сложилась фактически монархическая система, очень позитивная, очень полезная для России. Но, к сожалению, он не остался на третий срок и не придал этой системе характер легальной, легитимной модели.
Мероприятие с грядущими выборами очень рискованное – не по процедуре, а в плане исторических последствий. Если такое кадровое решение Путина окажется неудачным, это может привести к коллапсу нашей государственной системы, к политической катастрофе.
Если же решение окажется удачным (в России часто торжествует иррациональное, близкое к абсурду), то опять же нам не пристанет удивляться. В нашей стране иногда нет ничего более нормального, нежели очевидная на первый взгляд аномалия...
:
– Наши граждане вполне осознают, что если Дмитрий Анатольевич получит 75% голосов под лозунгом «Вместе мы победим!», то все остальные станут маргинальными направлениями. Новый президент будет в первую очередь считаться со своим кредитом доверия, оказанного избирателями, и лишь из вежливости, из либерального уважения к мнению меньшинства учитывать позиции, каждая из которых представлена менее чем десятью процентами россиян.
Если же мы столкнёмся с иной ситуацией, ежели будут представлены весомые альтернативные позиции, если в сумме другие кандидаты наберут гораздо больше 30%, то это будет говорить о том, что в обществе есть другие представления о путях развития страны. И кто бы ни был президентом, он будет должен эти мнения учитывать.
Сумма прописью
Собственно, на нынешнем этапе всё действительно понятно. Если и ждать сюрпризов, то уже позже, после выборов. Ибо никто не знает, как там всё сложится в новой диковинной конструкции, что изобрела российская власть.