Продвижение демократии идёт всеми способами во всех концах света
В Белоруссии он занимался тем же, чем в Никарагуа и Панаме, где осуществлял смену режимов.
Интернациональная группа авторов сборника изучила одну из серьёзнейших проблем современных международных отношений – теорию и практику захвата власти в суверенных государствах проамериканскими политическими группировками. Теоретически корни этого явления следует искать в доктрине Монро, согласно которой США более века назад провозгласили своё право устанавливать верные Вашингтону режимы и в родившейся на её базе мессианской модели мироустройства по имени «Пакс Американа» – мира, построенного по американскому образцу.
Очерк Натальи Нарочницкой «Американские «аналитические институты» – глаза, уши и совесть Америки», открывающий сборник, рассказывает об истории возникновения в США в начале ХХ века системы «мозговых центров» – think tanks. Отличительной особенностью американских является даже не их прямая связь, сотрудничество и обмен кадрами с Конгрессом, Государственным департаментом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. Для этих «университетов без студентов», как их называли ещё перед войной, «студентами» стали и правительство, и «политический класс» США в целом.
В журнале «Форин афферс» в 1947 году появилась под псевдонимом «Мистер Х» статья «Истоки советского поведения». Её настоящим автором был посол США в СССР Джордж Кеннан. В ней была сформулирована «доктрина сдерживания коммунизма», которая, по сути, легла в основу холодной войны.
Другие think tanks участвовали в разработке даллесовских доктрин «отбрасывания коммунизма» и «балансирования на грани войны». Когда же в Вашингтоне убедились, что военная истерия против СССР и социалистического блока контрпродуктивны, именно Дж. Кеннан в 1963 году поместил в том же «Форин афферс» статью «Полицентризм и западная политика», которая стала основой американской «политики наведения мостов». Её целью было обеспечить постепенный отход восточноевропейских участников Варшавского пакта от социализма и поощрить «ползучую контрреволюцию».
Положив в Чехословакии под гусеницы танков «социализм с человеческим лицом», руководители стран Варшавского договора обрекли на застой, а затем гибель и «реальный социализм» в своих странах. С 1968 по 1991 год прошло всего 23 года. В «мозговых центрах» скорректировали механизмы главных калибров, нацеленных на социалистический лагерь, что позволило США довольно быстро запустить механизм его развала с помощью своих агентов влияния.
В крупнейших мозговых трестах США в конце ХХ века была разработана идеология «единого бесконфликтного мира», в основу которой легла вильсоновская пацифистская идея «мира как концепции», которой должны быть подчинены интересы всех государств. Идея «Пакс Американа» не была выброшена на помойку, но её аккуратно загримировали под концепцию «глобализма» для поставок на экспорт. В этих целях проводились специальные акции «по поиску взаимопонимания» на разного рода международных форумах. Задачей таких инициатив сам Государственный департамент называет «превентивную дипломатию». Они служат «либо дополнением к официальным действиям США, либо заменяют их, когда официальное американское присутствие невозможно».
Американский «истеблишмент», создав «мозговые тресты», с одной стороны, использует их для генерирования новых идей и разработки возможных сценариев развития политических и иных ситуаций, а с другой – попадает от них в зависимость, в своего рода интеллектуальную кабалу. Однажды созданные доктрины (вроде «доктрины Даллеса», «доктрины Трумэна» и т.д.), как компьютерные программы, определяют внешнюю и внутреннюю политику не только того политика, кто дал своё имя очередной доктрине, но и тех, кто сменяет его в Белом доме или Госдепартаменте. Даже если они принадлежат к разным политическим партиям.
Во главу угла при выработке внешнеполитических рекомендаций для президентов США «мозговые тресты» ставят даже не национальные интересы Америки, а узкокорыстные интересы нескольких финансово-политических групп влияния, которые, по сути, и владеют Соединёнными Штатами и претендуют на мировое господство от их имени.
Дж. Лафлэнд в своей статье «Техника государственного переворота», одной из самых сильных в сборнике, приводит ряд конкретных примеров того, как в соответствии с этими «скрепами» США осуществляют прямое вмешательство в дела суверенных государств. Автор убедительно доказывает: «оранжевые революции» – это новая методика государственных переворотов, разработанная «мозговыми центрами» США совместно с ЦРУ.
Эти «революции», как те, что имели место в Сербии, Ливане, Киргизстане, на Украине, в Грузии, и та, что не удалась в Узбекистане, преподносят публике как народное волеизъявление. Но, как пишет Дж. Лафлэнд, «в действительности речь, как правило, идёт о хорошо организованных операциях, зачастую о преднамеренных постановках для СМИ, оплаченных и контролируемых транснациональными сетевыми организациями, которые также называют «неправительственными» и которые, в свою очередь, являются инструментами западного влияния».
Эти инструменты используются всюду, где такое влияние ослабевает по тем или иным причинам. Координаты и социальные системы здесь значения не имеют. Многие из тех, кто непосредственно осуществлял смены режима в латиноамериканских странах во времена Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, при Билле Клинтоне и Джордже Буше-младшем нашли применение своему ремеслу в странах бывшего советского блока. Один из таких специалистов в своём письме в английскую газету «Гардиан» признался, что в Белоруссии занимался тем же, чем и в Никарагуа и Панаме, а именно «продвижением демократии».
В работах авторов сборника прорисована вся инфраструктура, с помощью которой США осуществляют свой глобальный «крестовый поход за демократию». Практическая подрывная деятельность правительственных и неправительственных организаций США выстраивается на основе официально принятых концептуальных документов – «Акта о поддержке свободы» и закона «О продвижении демократии». Избирательно финансируются те страны мира, которые выражают готовность к восприятию «демократических ценностей».
Речь идёт не о некоей акции идеалистов от демократии, а о целенаправленной политике по обеспечению доминирующей позиции США на всех параллелях и меридианах. Всеми методами. Ну – а там уж не до демократии.