Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 марта 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

Дилемма «Тар»

Великолепная игра Кейт Бланшетт и интересно заданная тема

01 марта 2023
Кейт Бланшетт в роли дирижёра Лидии Тар

Тодд Филд вернулся на большие экраны спустя шестнадцать лет молчания, притом взяв очень высокую ноту. «Тар», конечно, немного померк на Венецианском фестивале в свете более ожидаемых проектов, таких как «Банши Инишерина» Мартина Макдонаха и «Кит» Даррена Аранофски, но пресса, как и жюри, сразу отметила выдающуюся актёрскую работу Кейт Бланшетт. То, что она после получения Кубка Вольпи непременно окажется в номинантах на соискание «Золотого глобуса» и «Оскара», было вполне ожидаемо. Сейчас практически не остаётся сомнений, что Кейт заберёт уже третью в своей карьере статуэтку. Хотя в последние годы академики нередко удивляют весь киномир тем, что периодически изменяют традиции «победа на Глобусе = победа на Оскаре». Но всё же «Тар» – это что-то большее, чем просто magnum opus знаменитой актрисы. «Тар» – это высказывание.

Новая картина Тодда Филда повествует о талантливой женщине-дирижёре, которая сталкивается с репутационным кризисом во время своего карьерного подъёма. На самом деле «Тар» – это полотно, иллюстрирующее дилемму, несколько раз за фильм озвученную разными персонажами: стоит ли разделять искусство, порождаемое талантом конкретной личности, и саму личность, чья репутация для нынешней конъюнктуры антагонистична. Сама Лидия Тар (будучи, к слову, представительницей нетрадиционной сексуальной ориентации) считает, что творчество существует в вакууме. Раскрывается эта позиция в её споре со студентом в первом акте фильма. Чернокожий парень отказывается играть музыку Иоганна Баха, ссылаясь на «мизогинистскую жизнь» композитора, что приводит Лидию в недоумение. Сам студент противопоставляет Баха более современному Варезу, на что Тар приводит в пример весьма нетолерантное по нынешним меркам высказывание последнего. А затем она доказывает «зумеру» на конкретном, пусть и немного уничижительном для того примере, что нельзя сводить талант к расе, полу или ориентации. Это очень смелый эпизод для Голливуда, рухнувшего в пучину «культуры отмены». Лидия как раз «стереотипной лесбиянкой», как она себя преподносит в разговоре со студентом, не является. Напротив, она за дело критикует семантическую борьбу за феминитивы и в целом не акцентирует внимание ни на ориентации, ни на том, что является женщиной. До того как по мере развития сюжета вскрываются некоторые факты из биографии и черты характера главной героини, сей спор выглядит попыткой мягкой критики популярных на Западе веяний «новой этики» и «политики инклюзивности». Но со временем зритель понимает, что за талантливым композитором и дирижёром Лидией Тар стоит её настоящая сущность – монстр, не считающийся с чувствами людей и использующий их. Вырисовывается эдакий образ Харви Вайнштейна от мира оркестровой классической музыки. Саму Лидию тоже начинают «отменять», и нельзя сказать, что неоправданно. Так что же, получается, студент прав? Тоже нет. Дилемма на то и дилемма, что выбор из двух взаимоисключающих противоположностей сложен и неоднозначен. На чьей стороне в этом споре быть – Тар или юноши, – решить должен каждый посмотревший, либо же, напротив, согласиться с дискуссионным характером вопроса.

Помимо великолепной игры Кейт Бланшетт и интересной заданной темы картина Тодда Филда ещё содержит две прекрасные составляющие – операторскую работу Флориана Хоффмайстера («Дом Саддама», «Опасные секреты») и композиторский саундтрек Хильдур Гуднадоуттир («Чернобыль», «Джокер»). К слову, последняя сама несколько раз в фильме упоминается как одна из тех современных творцов, исполнение чьих работ дирижирует Тар.

Но есть у фильма и две серьёзные проблемы: это огромный хронометраж с порой совсем уж медлительным темпом повествования и большое количество профессиональной информации. Первое особенно ощущается в контрасте между каким-то слишком быстрым третьим актом, больше похожим на послесловие, и вторым, переполненным атмосферно важными, но не двигающими историю триллер-моментами. Вторая претензия относится, скорее, к первому акту, в частности к вступительной сцене. Современный массовый зритель слишком слабо осведомлён о мире классической музыки, а перегруженность терминами и фамилиями в самом начале ленты может и вовсе отбить желание продолжать просмотр.

Резюмируя всё вышесказанное, «Тар» – умное, но сложное для восприятия кино. Правда, не покидает ощущение, что многое в фильм добавлено, чтобы во всех аспектах продемонстрировать талант Кейт Бланшетт. Тут она и оркестром дирижирует на профессиональном уровне, и сама на фортепиано играет, и на немецком отлично говорит. В общем, вероятная победа на «Оскаре» в номинации «Лучшая женская роль» будет более чем справедливой.

 

Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS